→ Что такое перфоманс. Что такое performance marketing Что значит перфоманс

Что такое перфоманс. Что такое performance marketing Что значит перфоманс

Вы идете по улице и вдруг видите перед собой две скульптуры, застывшие и будто бы безжизненные. Кто-то кладет монету в шляпу, лежащую здесь же, на тротуаре, и скульптуры оживают. Они исполняют танец или совершают какие-то движения, характерные для персонажей, которых они представляют, а затем снова замирают. Перфоманс (представление) не окончен, пока скульптуры здесь, он продолжается, просто перешел в статичную форму.

«Перфоманс? Что это?» - спросите вы. Это одно из направлений современного искусства. Возникло оно в шестидесятых годах прошлого века, когда ломались стереотипы во всех областях человеческой жизни: искусстве, политике, общественных и межличностных отношениях. Множество новых течений в философии, кинематографе, изобразительном искусстве, музыке появилось именно тогда. Что касается современного искусства, в то же время появились течения, сходные с направлением «перфоманс-арт» по форме представления - акционизм, хэппенинг и другие. Что же у них общего, и чем они отличаются?

Для начала разберемся, перфоманс - что короткое художественное или театральное действие, которое происходит в данный момент в данном месте и производится самим художником или группой участников. От театра его отличает то, что участники перфоманса не играют выученные и отрепетированные чужие роли. Они действуют в рамках изображаемого ними персонажа или группы персонажей, «проживают» его. Написанных ролей у них нет, но сюжет, как правило, присутствует. Еще одна отличительная черта этого направления современного искусства - центральная роль человека, его представляющего. Если у кого-то возникнет вопрос: «Перфоманс - что это?» - можно смело ответить, что это прежде всего сам перфомансист, его тело, жесты, дополнительные атрибуты в виде костюмов, реквизита и других выразительных средств. В этом кроется главное отличие от изобразительного искусства, где объектом представления является полотно или скульптура. Кроме того, в отличие от классического искусства, восприятие и понимание перфоманса не требует специальной интеллектуальной подготовки, оно рассчитано на любого прохожего, который посмотрел, удивился и пошел дальше, не задумываясь над тем, как это действие классифицировать, кто был его основоположником и каковы будут последствия.

Ближайшие соратники такого рода представления - акционизм и хэппенинг. Мы уже знаем про перфоманс, что это театрализованное действие художника, не преследующее никаких конкретных целей и не требующее непосредственного участия публики. В этом его главное отличие от хэппенинга, который возможен только при активном участии публики. Хэппенинг только «затевается» художником, а что же выйдет в итоге, зависит от зрителей-участников.

Акционизм - направление в современном искусстве, которое акцентирует внимание не на плоде творчества, а на самом творчестве, на процессе создания некоего произведения искусства. Художник рисует при публике, музыкант - наступает на музыкальные педали, и из-под его ног звучит музыка и так далее. Постепенно акционизм претерпевал изменения и сращивался с политикой и эпатажем. Сегодня мы видим множество безобразий, называемых «художественными акциями». Одна из самых известных и резонансных из них - «выходка» группы Pussy Riot в храме Христа Спасителя. Это была протестная акция, осуществленная посредством музыкальных и изобразительных средств (разноцветные колготки на головах, использование музыкальных инструментов, декламирование неких политических текстов). Поэтому девушки полагали, что совершают действие в духе акционизма, что же из этого получилось, мы знаем.

Описанные направления (акционизм, хэппенинг, перфоманс) в искусстве воспринимаются по-разному. И сторонники, и противники приводят весомые аргументы в пользу своих позиций. Пожалуй, единственным достойным судьей в этом споре станет время, которое расставит все по своим местам. Давайте немного подождем…

При посещении культурных мероприятий – спектаклей, выставок, театрализованных шоу – очень часто можно услышать иностранное слово «перформанс». Не каждый из нас понимает его значение. Но чтобы чувствовать себя своим среди своих в обществе образованных и культурных людей, разберем, что это понятие означает простыми словами, и каковы его основные отличия от классического искусства?

Содержание:



Определение

За последние несколько десятков лет искусство подверглось значительным изменениям, которые были не только положительными. Одним из новых веяний, которое имеет весьма противоречивую окраску в искусствоведении, является перформанс (от английского «performance» – представление, действие, спектакль) – это одна из форм современного искусства, где произведением выступают действия самого автора, за которыми зрители наблюдают в режиме реального времени.

Основные черты:

  • Происходящее, которое захватывает дух;
  • Эфемерность;
  • Активность;
  • Основное внимание приковано к одному или двум героям;
  • Очень часто – основное содержание составляют немые сцены, поскольку главное в этом виде искусства – зрительное восприятие;
  • Сам творец, создатель – произведение искусства;
  • Своеобразный синтез, переплетение самых разных спецэффектов – шума, громкого музыкального сопровождения, звуковых эффектов, театральных перевоплощений, ярких необычных актерских костюмов и т.д.

Говоря простыми словами, перформанс – это неординарное, странное, интригующее, иногда шокирующее зрителей представление, всевозможные публичные движения.

Примеры: нашумевший панк молебен «Pussy Riot»; Петр Павленский, прибивший свое мужское достоинство гвоздем к мостовой Красной площади; знаменитый заокеанский живописец Джексон Поллак, постеливший под ноги ватман и рисовавший ними по бумаге разноцветными красками; российский живописец Олег Кулик, примеривший на себя образ человека-пса, который громко рычит и бросается на толпу людей. Подобные действия авторов представлений всегда вызывают сильные эмоции и чувства, живой интерес, бурное обсуждение у зрителей.

Термин «перформанс» впервые был введен в обращение в 60-х годах прошлого века, но его истоки берут начало с рубежа XIX и ХХ веков. Еще в годы перед Первой мировой войной иконоборцы-футуристы и конструктивисты использовали в своих работах идею данного вида искусства. Эти представители нового веяния вдохновлялись бурным темпом развития технологий и в своей работе прибегали к нетрадиционным методам привлечения целевой аудитории к своим картинам с помощью их размещения в альтернативных средствах массовой информации.




Энди Уорхол и Йоко Оно – это второе поколение представителей идей перформанса. Они целенаправленно неожиданно отменяли запланированные встречи с почитателями их творчества. Наперекор всем установленным в искусстве правилам и нормам, эти продолжатели перформанса вовлекали зрителей в содержание художественного действия, аудитория становилась непосредственным участником шоу. Эта тенденция в перформансе является основной и в наши дни.

Перформанс – это, прежде всего, развлечение, приятное времяпрепровождение, но бывает и так, что автор обращается к этому виду с целью распространения и афиширования какой-либо важной информации или проблемной задачи.

Перформанс в искусстве

Если объектом действия в других видах искусства выступает картина, скульптура, то в перформансе – это сам человек. Буквально недавно к перформансу стали относить хореографию и театр, но истинная его сущность проявляется во взаимодействии зрителя и талантливого творца. Для того, чтобы передать созерцателям и ценителям искусства свои переживания, эмоции и мысли, автор задействует все свое тело. С помощью жестов, движений, мимики он доносит основную идею своего произведения до зрителя.




Достаточно часто перформанс стали представлять не только на профессиональной сцене, а и просто на улицах города, что иногда бывает полной неожиданностью для проходящих мимо людей, абсолютно не подготовленных к этому, и не сразу осознается и принимается ими. Для перформанса важны мнение и отзывы не только постоянной аудитории, но и случайных зрителей.

Основные элементы перформанса

Перформанс включает в себя четыре основных элемента:

  1. Непосредственно актер (исполнитель);
  2. Синхронная взаимосвязь случайного прохожего и талантливого творца и их совместное действие;
  3. Время;
  4. Место.

Составляя единое целое, эти элементы создают некоторое живое действие, показанное зрителю в конкретное время и в конкретном месте. Перформанс предусматривает придуманный заранее замысел, в котором в мельчайших подробностях прорисованы все нюансы и детали. Автор берет на себя образ конкретного героя и исполняет его роль, руководствуясь четко построенной моделью поведения, позволяющей донести до зрителя идею, используя разнообразные реквизиты, атрибуты, позы и жесты. Нередки случаи, когда герой перформанса представляет себя с определенной долей иронии и сатиры, рассчитывая таким способом значительно впечатлить случайного зрителя, задеть его за живое.

Виды

Зависят от задач, которые ставит перед собой автор, и значения самого представления для зрителя:

  • Современное исполнение – в основе представления лежит желание автора отразить истинную реальность всего происходящего в настоящий момент времени;
  • Провокационный или соц-арт перформанс – цель исполнителя состоит в том, чтобы продемонстрировать публике свой неудержимый характер и вызвать у зрителя смятение от увиденного, буквально потрясти и повергнуть его в шок.

Отличие инсталляции от перформанса

Современными видами искусства являются хепенинг, инвайронмент, лэнд-арт, инсталляция. Многие путают последнее с перформансом.



Инсталляция (от английского «to install» – устанавливать) – это своеобразный изменчивый, с точки зрения жанра и пластики, вид современного искусства, род занятий, в котором преобладают творец, предопределяющий жест и растянутый эпизод проецирования. Единственным сходством инсталляции с перформансом является факт частоты негативных отзывов общественности об этих видах искусства современности. Инсталляция не изображается, не сочиняется, не играется, она создается техническим способом – собирается, складывается их отдельных, разорванных эпизодов, отрывков, фрагментов.

Искусство инсталляции выражается в представлении пространственной композиции, созданной автором из таких составных частей:

  • Визуальные данные;
  • Текст;
  • Натуральные объекты;
  • Промышленное сырье;
  • Технические изделия;
  • Бытовые объекты.

Марсель Дюшан, французский сюрреалист и дадаист, – родоначальник инсталляции.

Предшественники этого вида искусства, уходящие своими корнями к античным временам, – различные алтарные сооружения в древних культурных местах. Больше всего произведений искусства, относящихся к инсталляции, было во времена знаменитых стилей рококо и барокко. Систематизацию и жанровую осмысленность инсталляция получила относительно недавно, в то время, когда границы образов и жанров внутри искусств были совсем разрушены.



Отличие от классического искусства

Отличительные черты перформанса и классического искусства представлены в таблице.

Отличительные признаки

Перформанс

Классика

Предмет творения

Центром является безличный объект (картина, скульптура)

Необходимость в длительной подготовке

Обдумывается до мелочей, но одновременно предполагает импровизацию, самопроизвольные действия, что создает эффект полной неожиданности для зрителя

Требуется длительная репетиция

Главная роль

Отсутствует

Присутствует

Проживание роли

В последние годы в искусстве появляются все новые и новые направления и веяния. Не все они получают положительную реакцию общества. Это обусловлено глубиной смысла, который они несут в себе. Это относится и к перформансу – виду современного искусства, в котором сам автор является его творением.

Перфоманс - некое действие, представление, в котором участники пытаются донести до зрителей определённую мысль, идею.
Слово «перформанс» происходит от французского глагола «perfounir» и буквально переводится, как «полностью снабжать» и английского глагола «perform» - «исполнять».
Первым понятие «перфоманс» ввёл в 50-х годах прошлого века американский композитор Дж. Кейдж, его перфоманс (слово фигурировало в афише) назывался «3,33 минуты тишины». Однако лишь спустя примерно 20 лет понятие «перфоманс» вошло в моду

Определения перфоманса

Их множество

  • Форма современного искусства, в которой произведение составляют действия художника или группы в определённом месте и в определённое время.
  • Квазитеатральное действо, режиссирование и исполнение которого совершает профессиональный художник, в одиночку или с горсткой посвященных - нанятых статистов, коллег-соратников, обычно без словесного сопровождения, либо же таковое несущественно по сравнению с изобразительной частью.
  • Искусство акций, производимых художниками перед зрителями. Отличаются от всех видов визуального искусства тем, что главным оказывается не результат работы художника (картина, скульптура, вещественная композиция), а процесс этой работы, то есть некая акция.
  • Форма современного искусства, короткое представление, исполненное одним или несколькими участниками перед публикой, заранее спланированное и протекающее по некоторой программе. Смысл перфоманса не в нем самом, а в пространстве глубоко индивидуальных, эстетических и событийных переживаний очевидцев и соучастников.
  • Один из видов современного искусства. Представление, ориентированное на аудио-визуальное восприятие, синтез всевозможных направлений: театра, музыки, спецэффектов.
  • Вид современного искусства, где произведением являются действия самого художника-исполнителя или группы художников. Если в других формах искусства объектом выступает картина, скульптура, движущийся объект, то в перформансе сам автор является произведением.

Перфоманс — «каждый решает сам»

Вобщем, перфоманс понятие столь растяжимое, что им можно назвать любую публичную акцию, особенно если для средних умов она непонятна (американский художник Д. Поллак расстелив холст и встав на него разбрызгивал вокруг себя по поверхности холста краски.
Художники группы «Коллективные действия» в лесу у реки сшили из пестрого ситца оболочку «шара» диаметром 4 метря, набили её 500 надутыми шариками, вложили в «шар» включенный электрический звонок с батарейкой, завязали и пустили по течению реки, стояли и любовались, как красиво плывет «шар». Художник Олег Кулик нарядился в образ человека-собаки и с рычанием кидался на прохожих. Участники студии «ИнЖест» изображали на асфальте «живые цветы»)

Перфомансы Марины Абрамович

Одной из самых креативных выдумщиц в области перфоманса считается живущая в Нью-Йорке сербская художница Марина Абрамович.
- То она в галерее Studio Mona в Милане предложила зрителям сделать что-нибудь с ее телом, воспользовавшись предметами, разложенными на столике. Перфоманс был прерван в тот момент, когда Абрамович, уже полураздетой (одежду с нее зрители-участники срезали по кускам), кто-то засунул в рот дуло пистолета.
- То соединила свой рот с ртом коллеги специальным агрегатом. Ненормальные вдыхали выдохи друг друга, пока не закончился кислород и оба упали на пол без сознания с легкими, наполненными углекислым газом.
- То перемывала гору окровавленных костей в память о жертвах войны в Югославии.
- То обменивалась взглядом с любым посетителем выставки, что фиксировалось фотоаппаратом. Так она поглядела в глаза 1500 людям в течение почти 720 часов
- Почти две недели жила в некоем подобии квартиры (три открытые платформы), подвешенной на стене галереи. Во время перфоманса героиня не разговаривала и ничего не ела, все время суток отдав на всеобщее обозрение. Спуститься вниз она не могла: лестница была изготовлена в виде ножей, острых и уже окровавленных.

 

 

Это интересно: