→ Импортозамещение - это что такое? Значение, стратегия, программа. Стратегии импортозамещения Повышение уровня переработки

Импортозамещение - это что такое? Значение, стратегия, программа. Стратегии импортозамещения Повышение уровня переработки

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ В РОССИИ

Аннотация. В статье обоснована необходимость реализации в России стратегии импортозамещения. Определены методические подходы к выбору вариантов реализации стратегии импортозамещения. Как наиболее перспективная в современных российских условиях представлена реализация стратегии экспортоориентированного импортозамещения.

Ключевые слова. Импортозамещение, импорт, экономические санкции, отечественное производство, модернизации промышленности, национальная безопасность, экономическая безопасность.

Tretyak V.V., Kruglova I.A., Sigova M.V.

THE METHODICAL APPROACHES TO THE REALIZATION OF IMPORT SUBSTITUTION IN RUSSIA

Abstract. In the article was grounded the necessity of realization of import substitution strategy in Russia. The methodical approaches to the selection of variants of the realization of import substitution in Russia were defined. The strategy of export-oriented import substitution was presented as the most promising under the modern Russian conditions.

Keywords. Import substitution, import, economic sanctions, domestic production, modernization of industry, national security, economic security.

В условиях резкого падения курса рубля, обусловившего снижение импортных поставок и их удорожание в декабре 2013 года, Россией был взят новый государственный курс на стратегию замещения импортных технологий и импортной продукции товарами и технологиями отечественного производства , о чем и было официально объявлено Правительством РФ в марте 2014 года. Уже в мае 2014 г. президент страны В. Путин, выступая на международном экономическом форуме в Санкт-Петербурге, акцентировал внимание на необходимости анализа возможности конкурентного импортозамещения в промышленности и сельском хозяйстве. При этом президент отметил, что импортозамещение за счет модернизации промышленности и роста конкуренции поможет отечественным производителям вернуть собственный рынок, основой для импортозамещения должны выступить внутренние источники роста.

В свою очередь, премьер-министр Д. Медведев, подчеркивая значимость импортозамещения в различных отраслях экономики, назвал развитие импортозамещающих производств одним из приоритетных направлений политики, подчеркнув, что к 2017 г. 80% товаров, закупаемых государством

ГРНТИ 82.33.17

© Третьяк В.В., Круглова И.А., Сигова М.В., 2016

Виктория Викторовна Третьяк - доктор экономических наук, профессор, профессор кафедры мировой экономики и менеджмента Международного банковского института (г. Санкт-Петербург).

Ирина Александровна Круглова - кандидат экономических наук, кандидат юридических наук, доцент кафедры мировой экономики и менеджмента Международного банковского института (г. Санкт-Петербург).

Мария Викторовна Сигова - доктор экономических наук, профессор, ректор Международного банковского института (г. Санкт-Петербург).

ГЛОБАЛИЗАЦИЯ И МИРОХОЗЯЙСТВЕННЫЕ ПРОЦЕССЫ

и госкомпаниями, должны быть именно отечественного производства. Точкой отчета активизации процесса импортозамещения в России можно считать указ президента В. Путина от 6 августа 2014 года «О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации», которым вводились ответные действия России на иностранные санкции.

Согласно оценке Министерства промышленности и торговли России, импортозависимость российской экономики в некоторых отраслях промышленности составляет более 80%, что создает потенциальную угрозу для национальной безопасности страны. К примеру, доля импорта в станкостроении превышает 90%, тяжёлом машиностроении - 60-80%, лёгкой промышленности - 70-90%, радиоэлектронной промышленности - 80-90%, фармацевтике и медицинской промышленности - 70-80%. Сегодня, в результате попыток изоляции российской экономики от каналов международной торговли путем экономических и политических санкций со стороны западных партнеров, введения эмбарго и так называемых ответных санкций (самоэмбарго) возникла прямая угроза цепочки воспроизводства, торможения и фактически остановки экономики в целом ряде секторов, и, соответственно, угроза обеспечения национальной безопасности .

Исходя из этого, крайне высокая на сегодняшний день доля импорта в различных отраслях российской экономики является бесспорным аргументом для перехода России к стратегии импортозамещения. В качестве главного элемента государственной промышленной политики, импортозамещение направлено на замену импорта промышленных товаров, пользующихся спросом на внутреннем рынке, товарами национального производства и минимизацию, таким образом, негативного эффекта от введенных по отношению к России санкций со стороны иностранных партнеров . Противники перехода к стратегии импортозамещения в России в качестве довода утверждают, что создание замкнутой экономической системы с использованием преимущественно внутренних возможностей неизбежно принимает форму экономической автаркии.

Автаркия противоречит закономерностям развития мировой экономики, снижает ее эффективность, обусловливает последующую хозяйственную отсталость страны. На это можно возразить, что на данном этапе Россия оказалась в состоянии необходимости осуществления стратегии импортозамещения вынужденно, в силу внешних обстоятельств, обусловленных проведением в отношении нее экономической блокады и введением экономических санкций. И в данных обстоятельствах реализацию политики импортозамещения необходимо рассматривать как средство защиты от внешнего давления.

Однако, можно предположить, что те жесткие условия, в которых оказалась сегодня российская промышленность, пойдут на пользу ее развитию и превратят ее в устойчивую платформу национальной экономики. Это предположение аргументируется тем, что политика импортозамещения основывается на создании благоприятной среды для роста национальной промышленности, что предполагает активную государственную поддержку отечественного товаропроизводителя. Однако при этом реализация стратегии импортозамещения не должна приводить к нарушению принципов международной экономической интеграции.

Кроме того, импортозамещение является системообразующим фактором обеспечения национальной безопасности, поскольку способно обеспечить технологическую независимость в критических областях , содействовать формированию положительного сальдо торгового баланса, а также выращиванию национальных лидеров для завоевания глобального рынка. В этой связи, с точки зрения импортозамещения наиболее актуальной сегодня представляется продукция отраслей промышленности, попавших под действие экономических санкций, а также отраслей, являющихся приоритетными с точки зрения вопросов национальной безопасности - высокотехнологичной продукции станкостроения, продукции нефтегазового машиностроения.

Особое внимание при разработке стратегии импортозамещения следует обратить на выбор соответствующей модели. Учитывая сегодняшние российские реалии, а также анализируя существующий зарубежный опыт, возможно использование трех вариантов реализации стратегии импортозамещения: внутриориентированного, внешнеориентированного и смешанного (см. табл.). Стратегия внутриориентированного импортозамещения направлена на развитие импортозамещающих производств с целью освоения только внутреннего рынка. В этой ситуации предприятия замещают используемые импортные комплектующие отечественными аналогами и реализуют продукт на внутреннем рынке. К недостаткам данной системы следует отнести то, что применение внутриориентированного импортозамещения может привести к стагнации инновационной деятельности на уровне предприятий, а также к отставанию национальной экономики в сфере технологического и научно-технического сотрудничества.

Третьяк В.В., Круглова И.А., Сигова М.В.

Применение модели внутриориентированного импортозамещения стало определяющей стадией развития так называемых новых индустриальных стран (НИС) Латинской Америки (Бразилия, Аргентина, Мексика, Чили, Парагвай, Уругвай). Внутриориентированная стратегия импортозамещения сыграла стимулирующую роль в создании диверсифицированной национальной экономики с расширением производства важнейших товаров собственными силами. В целях защиты своей экономики от экспансии со стороны Северной Америки в 50-60-е гг. ХХ в. страны Латинской Америки предприняли ряд мер по снижению цен на продукцию отечественного производства, а удержанные таким образом внутри государства средства направили на модернизацию промышленности .

Варианты реализации стратегии импортозамещения

Вариант стратегии импортозамещения Содержание стратегии Преимущества

Стратегия внутриориентированного импортозамещения Развитие импортозамещающих производств с целью освоения только внутреннего рынка В этой ситуации предприятия замещают используемые импортные комплектующие отечественными аналогами и реализуют продукт на внутреннем рынке

Стратегия внешнеориентированного импортозамещения Продвижение отечественных изделий на мировой рынок и замещение импортных комплектующих и деталей в экспортных изделиях Реализация этой стратегии подстегивает предприятия к реализации НИОКР в соответствии с требованиями зарубежных рынков, что в конечном счете должно привести к росту конкурентоспособности отечественных отраслей на внутреннем рынке с последующим выходом на внешний рынок

Стратегия смешанного импортозамещения Осуществление импортозамещающей деятельности как на внутреннем, так и на внешнем рынках в различных соотношениях Возможность рационального распределения объемов ресурсов, необходимых для реализации импортозамещения по внутреннему и внешнему направлениям, возможность снижения себестоимости как экспортируемых изделий, так и изделий, ориентированных на реализацию на внутреннем рынке

Стратегия внутриориентированного импортозамещения проводилась в основном на первом этапе индустриализации развивающихся стран Азии, Африки и Латинской Америки и заключалась в постепенном отказе от импорта промышленных изделий и в обеспечении внутреннего рынка собственной продукцией. Сначала такое импортозамещение осуществлялось в производстве потребительских товаров, затем оно охватило и продукцию тяжелой промышленности. Однако подобное импортозамещающее развитие в целом оказалось недостаточно эффективным. Так, страны Латинской Америки, реализовывавшие в свое время стратегию внутриориентированного импортозамещения, в итоге столкнулись с общим ухудшением экономической ситуации, вылившимся в раскрутку инфляции, снижением объемов сбережений и как следствие - сокращением инвестиционной активности, дефицитом платежного баланса и обострением проблем международной валютной ликвидности.

Эти страны так и не смогли осуществить структурную перестройку своей экономики и вывести даже на отечественные рынки (не говоря уже о зарубежных) достаточное количество товаров местного производства. Предприятия, всецело полагавшиеся на меры правительственной поддержки, не стали конкурентоспособными, а национальные правительства, поощрявшие протекционизм, взрастили целые отрасли, основанные не на реальной конкурентоспособности, а на административном ресурсе. Полученная прибыль направлялась такими предприятиями не на развитие производства и модернизацию, а на лоббирование своих интересов через государство в целях сохранения status quo. В итоге бюджетная политика этих стран оказалась неэффективной, а импортозамещение привело не к росту, а к снижению конкурентоспособности национальных производств .

Сама по себе стратегия внутриориентированного импортозамещения - это стратегия догоняющего развития, предполагающая переход от производства простых товаров к наукоемкой и высокотехнологичной продукции с высокой добавленной стоимостью. А это невозможно без открытой экономики, стимулирования технологической модернизации, повышения производительности труда, эффективности и создания конкурентоспособной продукции .

ГЛОБАЛИЗАЦИЯ И МИРОХОЗЯЙСТВЕННЫЕ ПРОЦЕССЫ

Как альтернативный вариант данной стратегии многие страны стали использовать стратегию внешнеориентированного импортозамещения, в основу которой было положено продвижение отечественных изделий на мировой рынок; предполагалось замещение импортных комплектующих и деталей в экспортных изделиях. Реализация этой стратегии подстегивает предприятия к реализации НИОКР в соответствии с требованиями зарубежных рынков, что в конечном счете должно привести к росту конкурентоспособности отечественных отраслей на внутреннем рынке с последующим выходом на внешний рынок. Задачей эффективной реализации стратегии внешнеориентированного импортозамещения является выявление резервов национальной экономики для формирования факторов, оказывающих поддержку прежде недостаточно развитым перспективным отраслям.

Страны Западной Европы и США впервые воспользовались стратегией внешнеориентированного импортозамещения в 1850 г. для поддержки собственной промышленности. Однако наибольшее развитие данная стратегия получила в середине XX в. в развивающихся странах, прежде всего в новых индустриальных странах Азии (Тайвань, Южная Корея, Малайзия, Таиланд, Филиппины). При этом государства Восточной Азии демонстрировали тенденцию более быстрого экономического роста по сравнению с промышленно развитыми странами в полном соответствии с предсказаниями теории конвергенции .

При условии выбора стратегии смешанного импортозамещения предприятие осуществляет импортозамещающую деятельность как на внутреннем, так и на внешнем рынках в различных соотношениях, что позволяет рационально распределить ресурсы, необходимые для импортозамещения . Однако, необходимость реализации НИОКР и инноваций в соответствии с требованиями зарубежных рынков в долгосрочной перспективе требует постоянного вложения значительных ресурсов. Примером реализации стратегии смешанного импортозамещения является экономика Индии. Определенные черты данной стратегии характерны также для экономики Египта.

Рис. Структура и логика построения стратегии импортозамещения

Третьяк В.В., Круглова И.А., Сигова М.В.

Наиболее перспективной в современных российских условиях видится реализации стратегии внешнеориентированного импортозамещения. России необходима научно обоснованная национальная программа импортозамещения, включающая три направления . Первое направление связано с замещением тех групп импортируемых продуктов, аналоги которых на сегодняшний день производятся в РФ в недостаточном количестве. Для этого нужна модернизация существующих производств, направленная на увеличение объема выпуска продукции. Второе направление охватывает товары, которые в нашей стране пока не производятся, но их выпуск можно освоить в сжатые сроки. На этом уровне целесообразна постановка задач создания новых современных импортозамещающих производств.

Наконец, третье направление включает изделия и товары, не производимые в РФ, поскольку их импортозамещение экономически невыгодно или невозможно в силу объективных причин. Такие товары относятся к так называемому критическому импорту, и главная задача - сократить потребление товаров такой группы, изучить и применять возможности непрямого замещения. Структура и логика построения стратегии импортозамещения представлены на рисунке.

Важно отметить, что в условиях длительной экономической изоляции импортозамещение неизбежно ведет к консервации отставания и политике догоняющего развития. Конечным ориентиром всех импортозамещающих мер должно стать развитие конкурентоспособности приоритетных секторов и последующий экспорт продукции на внешние рынки, т.е. экспортоориентированное (конкурентное) импортозамещение. При этом принципиальную важность приобретает определение приоритетов экспортоориентированного импортозамещения и концентрация финансовых ресурсов на наиболее перспективных направлениях.

Успех реализации стратегии экспортоориентированного импортозамещения лежит в плоскости целенаправленных совместных действий бизнеса и власти по встраиванию отечественных производителей товаров и услуг в глобальные цепочки создания добавленной стоимости. Особый акцент при этом должен быть сделан на опору на частную инициативу, активно поддерживаемую государством.

ЛИТЕРАТУРА

1. Боднарь Д. Ориентация на экспорт как средство повышения конкурентоспособности отечественной электроники // Электронные компоненты. 2015. № 4. С. 6-12.

2. Бодрунов С.Д. Теория и практика импортозамещения: уроки и проблемы. СПб.: ИНИР им. С.Ю. Витте, 2015. 171 с.

3. Вертакова Ю.В., Плотников В.А. Перспективы импортозамещения в высокотехнологичных отраслях промышленности // Аналитический вестник Совета Федерации Федерального Собрания РФ. 2014. № 27. С. 7-19.

4. Колотырин Е.А. Роль импортозамещения в современной экономической стратегии России // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2015. № 3 (57). С. 9-13.

5. Костин К.Б. Концепция обеспечения энергетической безопасности (применительно к решению проблемы импортозамещения в электроэнергетике России) // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2015. № 1 (91). С. 32-43.

6. Круглова И.А. Экономические санкции как инструмент регулирования международных экономических отношений // Ученые записки Международного банковского института. 2015. № 11 (2). С. 155.

7. Кругман П.Р., ОбстфельдМ. Международная экономика: теория и политика. СПб.: Питер, 2003. 832 с.

8. Миронова О.А. Импортозамещение: зарубежный опыт и уроки для России // Международный научноисследовательский журнал. 2015. № 7 (38). С. 84-87.

9. Пролубников А.В., Плотников А.В. Направления трансформации государственной экономической и промышленной политики в условиях экономических санкций и развития процессов импортозамещения // Теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии. 2015. № 2 (24). С. 45-50.

10. Федосеева Г.А. Сущность и развитие теории импортозамещения // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2015. № 3 (93). С. 144-148.

Главной целью импортозамещения является создание той среды для национальной промышленности, в которой будет наблюдаться больший ее рост.

Согласно Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, при формировании политики импортозамещения в рамках перехода от экспортно-сырьевой к инновационной модели экономического роста в качестве целеполагающих были определены следующие направленияГусаков Н.П., Андронова И.В. Концептуальные подходы к разработке новой Стратегии экономической безопасности // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2014. № 46. С. 8.:

Закрепление и расширение глобальных конкурентных преимуществ России в традиционных сферах (энергетика, транспорт, аграрный сектор, переработка природных ресурсов), в том числе реализация аграрного потенциала в части развития экспорта зерна и других сельскохозяйственных продуктов, производства экологически чистых продуктов, импортозамещения на внутреннем рынке продукции животноводства;

Рост (в том числе путем импортозамещения) среднетехнологичного производства - пищевой промышленности, промышленности строительных материалов, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности, а также экспортно-ориентированных химической промышленности и цветной металлургии;

Развитие двойных технологий, технологическое обновление массовых секторов экономики (автомобилестроение, транспортное машиностроение и станкостроение), играющих решающую роль в повышении среднего технологического уровня промышленности и импортозамещения;

Интенсивные процессы импортозамещения в пищевой промышленности, производстве бытовой техники и автомобилестроении.

В Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, наряду с тремя основными приоритетами национальной безопасности (национальная оборона, государственная безопасность, общественная безопасность), выделяются пять приоритетов устойчивого развития:

Повышение качества жизни российских граждан путем гарантирования личной безопасности и высоких стандартов жизнеобеспечения;

Экономический рост, прежде всего путем развития национальной инновационной системы и инвестиций в человеческий капитал;

Наука, технологии, образование, здравоохранение и культура, которые развиваются путем укрепления роли государства и совершенствования государственно-частного партнерства;

Экология живых систем и рациональное природопользование за счет сбалансированного потребления, развития прогрессивных технологий и целесообразного воспроизводства природно-ресурсного потенциала страны;

Стратегическая стабильность и равноправное стратегическое партнерство.

Импортозамещение товаров продукцией отечественного производителя на современном этапе показывает заметный рост и особенно актуально в сфере государственных закупок. Госзаказу в настоящее время придается первостепенное значение в качестве механизма, стимулирующего как макро-, так и микроэкономические процессы в современном государстве. Этот механизм в той или иной форме находит активное применение целым рядом стран, включая страны с высокими показателями экономики в качестве меры поддержки отечественного производителя. Наша страна не является исключением.

В данном стратегическом документе импортозамещение напрямую указано только в привязке к разработке концептуальных и программных документов межрегионального и территориального планирования, создания комплексной системы контроля над рисками прежде всего в сфере продовольственной безопасности (п. 50 «за счет развития биотехнологий и импортозамещения по основным продуктам питания») и в финансовой сфере (п. 63 «проведение активной государственной антиинфляционной валютной, курсовой, денежно-кредитной и налогово-бюджетной политики, ориентированной на импортозамещение и поддержку реального сектора экономики»).

Тем не менее представляется, что данный институт импортозамещения имеет прямое отношение ко всем заявленным стратегическим приоритетам национальной безопасности.

Импортозамещение товаров продукцией отечественного производителя на современном этапе показывает заметный рост и особенно актуально в сфере государственных закупок. Госзаказу в настоящее время придается первостепенное значение в качестве механизма, стимулирующего как макро-, так и микроэкономические процессы в современном государстве. Этот механизм в той или иной форме находит активное применение целым рядом стран, включая страны с высокими показателями экономики в качестве меры поддержки отечественного производителя. Наша страна не является исключением.

Президент страны В.В. Путин заговорил о необходимости импортозамещения в мае 2014 г., выступая на ПМЭФ: «Считаю необходимым в короткие сроки проанализировать возможности конкурентного импортозамещения в промышленности и сельском хозяйстве». При этом президент отметил, что политика импортозамещения будет проводиться в соответствии с нормами ВТО и обязательствами России перед партнерами по Евразийскому экономическому союзу. Основой для импортозамещения должны выступить внутренние источники роста.

Импортозамещение товаров продукцией отечественного производителя на современном этапе показывает заметный рост и особенно актуально в сфере государственных закупок. Госзаказу в настоящее время придается первостепенное значение в качестве механизма, стимулирующего как макро-, так и микроэкономические процессы в современном государстве. Этот механизм в той или иной форме находит активное применение целым рядом стран, включая страны с высокими показателями экономики в качестве меры поддержки отечественного производителя. Наша страна не является исключением.

Премьер-министр Д. Медведев назвал развитие импортозамещающих производств одним из приоритетных направлений политики. Важно отметить, что речь идет не только о замещении производства уже имеющихся готовых продуктов.

По мнению экспертов, в случае масштабной непредвиденной ситуации (войны, международной изоляции и т. д.) Россия практически не сможет обеспечить себя стратегически необходимыми изделиями.

Импортозамещение товаров продукцией отечественного производителя на современном этапе показывает заметный рост и особенно актуально в сфере государственных закупок. Госзаказу в настоящее время придается первостепенное значение в качестве механизма, стимулирующего как макро-, так и микроэкономические процессы в современном государстве. Этот механизм в той или иной форме находит активное применение целым рядом стран, включая страны с высокими показателями экономики в качестве меры поддержки отечественного производителя. Наша страна не является исключением.

Импортозамещение как главный элемент промышленной политики позволит минимизировать негативный эффект от введенных санкций. Основными целями импортозамещения являются:

Обеспечение национальной и государственной безопасности РФ;

Достижение технологической независимости в критических областях;

Содействие формированию положительного сальдо торгового баланса;

Выращивание национальных лидеров для завоевания глобального рынка.

Импортозамещение товаров продукцией отечественного производителя на современном этапе показывает заметный рост и особенно актуально в сфере государственных закупок. Госзаказу в настоящее время придается первостепенное значение в качестве механизма, стимулирующего как макро-, так и микроэкономические процессы в современном государстве. Этот механизм в той или иной форме находит активное применение целым рядом стран, включая страны с высокими показателями экономики в качестве меры поддержки отечественного производителя. Наша страна не является исключением.

Политика импортозамещения может привести к важным изменениям в разных сферах, в частности:

Росту занятости населения и, как следствие, - к снижению безработицы и повышению уровня жизни;

Активизации научно-технического прогресса и росту уровня образования;

Укреплению экономической и военной безопасности страны;

Росту спроса на товары внутреннего производства;

Расширению производственных мощностей.

Импортозамещение товаров продукцией отечественного производителя на современном этапе показывает заметный рост и особенно актуально в сфере государственных закупок. Госзаказу в настоящее время придается первостепенное значение в качестве механизма, стимулирующего как макро-, так и микроэкономические процессы в современном государстве. Этот механизм в той или иной форме находит активное применение целым рядом стран, включая страны с высокими показателями экономики в качестве меры поддержки отечественного производителя. Наша страна не является исключением.

Основными критериями процесса импортозамещения должны служить экономическая, социальная и стратегическая целесообразность. От устойчивости внешнеторгового сальдо зависит стабильность ресурсного обеспечения экономики, а значит, и экономическая безопасность.

Заместитель Министра промышленности и торговли РФ С. Цыб подчеркнул: «…решая задачи импортозамещения в промышленности, мы не должны отрицать принципов международной экономической интеграции. Мы не отгораживаемся от мира, а максимально открыто и прозрачно ведем диалог с нашими иностранными партнерами. Развитие и поддержка отечественного производства не исключают возможности трансфера технологий, создания и локализации производства с привлечением иностранных инвестиций».

По словам В.В. Путина, особое внимание при разработке стратегии импортозамещения следует обратить на определение: целевых ориентиров импортозамещения; порядка отбора и мер стимулирования предприятий и организаций, участвующих в реализации планов; федеральных органов исполнительной власти, ответственных за реализацию этих планов.

Различные эксперты оптимистично оценивают действие программы импортозамещения. Так, Минпромторг считает, что в случае успешной реализации продуманной политики импортозамещения к 2020 г. возможно снижение импортозависимости в разных отраслях промышленности с 70…90% до 50…60%, а в ряде отраслей - выход на более низкие показатели. Минпромторгом поставлена задача снижения (до 2020 г.) доли импорта по обрабатывающей промышленности в целом с 51 до 39%Министерство промышленности и торговли Российской Федерации [Электронный ресурс] Режим доступа: http://minpromtorg.gov.ru..

Программа импортозамещения позволит российским предприятиям сформировать дополнительный объем производства на сумму свыше 30 млрд. руб. ежегодно (начиная с 2015 г.), считает глава Минпромторга Д.В. Мантуров. По мнению специалистов Общероссийского народного фронта, в результате замещения импортных компонентов и материалов отечественными можно обеспечить экономический рост России в ближайшие 8 лет на 5…7% ежегодно. Экономисты предполагают, что при активизации процессов импортозамещения возможен рост промышленного производства в РФ на 10…15% и более в ближайшие 5…7 лет.

По расчетам рабочей группы Госсовета, объем замещения должен составить не менее 4 трлн. руб., сроки реализации - 2-3 года. За это время будет создано не меньше миллиона рабочих мест, а дополнительные налоговые поступления в бюджеты всех уровней составят порядка 500 млрд. руб. Как заявил губернатор Белгородской области и руководитель рабочей группы Госсовета Е. Савченко: «…реализовав программу импортозамещения, мы совершим экономический рывок, на который ранее потребовались бы многие годы».

Президент РФ В.В. Путин в числе приоритетных отраслей, в которых импортозамещение возможно в первую очередь, назвал производство программного обеспечения, радиоэлектронного и энергетического оборудования, текстильную промышленность и производство продовольствия.

По результатам анализа, проведенного Минпромторгом в июне 2014 г., наиболее перспективными с точки зрения импортозамещения являются:

Станкостроение (доля импорта в потреблении, по разным оценкам более 90%),

Тяжелое машиностроение (60…80%),

Легкая промышленность (70…90%),

Электронная промышленность (80…90%),

Фармацевтическая, медицинская промышленность (70…80%),

Машиностроение для пищевой промышленности (60…80%) Министерство промышленности и торговли Российской Федерации [Электронный ресурс] Режим доступа: http://minpromtorg.gov.ru..

Как отмечает С. Цыб, импортозамещение в этих и других отраслях возможно только при наличии свободных производственных мощностей и конкурентоспособных предприятий, которые могут предложить качественную современную продукцию по рыночным ценам: «В долгосрочной перспективе снижение импортной зависимости возможно лишь за счет инноваций, стимулирования инвестиций и создания нового производства».

Особый акцент сделан на сфере оборонно-промышленного производства, где поставлена задача полного импортозамещения.

По словам другого заместителя Министра промышленности и торговли, Ю. Слюсаря, «…говоря об импортозамещении, мы имеем в виду тотальное импортозамещение исключительно в сфере ОПК. Поставлена задача полностью производить все, что связано с обороной и безопасностью, на территории России, и мы эту задачу, безусловно, выполним. Что касается гражданской продукции и технологий с двойным назначением, здесь мы говорим об импортозамещении с точки зрения увеличения доли российских предприятий на рынке».

Очевидно, что для достижения целей импортозамещения потребуются значительные усилия и инвестиции, изменения в работе множества предприятий и организаций.

В условиях нарастающих экономического кризиса и девальвации рубля у российских компаний становится все меньше стимулов думать о развитии, и все больше – об оптимизации деятельности.

Вместе с тем, возрастает актуальность двух перспективных направлений: импортозамещения и развития экспорта. Развитие экспорта до сих пор остается слишком сложной задачей для большинства наших компаний. А вот импортозамещение – задача намного понятнее. О ней и поговорим.

Выбор конкретной стратегии импортозамещения зависит от того, какие возможности текущей экономической ситуации являются для вашей компании приоритетными:

  • Девальвация рубля и рост цен на импортные товары
  • Господдержка российских производителей: преференции в госзаказе и др.
  • Сокращение присутствия на рынке зарубежных компаний (в связи с санкциями и контрсанкциями и др.)
  • Рост заинтересованности зарубежных компаний в локализации производства в России

Можно выделить две группы стратегий импортозамещения:

  1. Базовые стратегии, которые может использовать любая компания (лидерство по цене, продукт под госзаказ, партнерство в локализации)
  2. Специфические стратегии, которые подходят компаниям определенного типа или отрасли (повышение уровня переработки, из дистрибуторов в производители, и др.)

На практике эти стратегии используются и безотносительно к импортозамещению – но в текущей ситуации потенциал их использования существенно вырос.

Лидерство по цене

Эта стратегия импортозамещения является базовой и, казалось бы, не требующей особых усилий в условиях девальвации рубля и роста цен на импорт. На практике же все не так просто:

  • Обычно у производителей качественной продукции, способной составить конкуренцию импорту, производственные мощности уже были загружены, поэтому без инвестиций в новые мощности замещать импорт им просто нечем. А это обычно дорогие кредиты, дорогое импортное оборудование и время.
  • Замещать же импортные комплектующие, недостаточно качественными отечественными, наши производители, ремонтники и эксплуатанты не торопятся. По рациональным соображениям, из-за рисков потери качества готовой продукции и срывов сроков поставки (после отбраковки). В итоге может выйти не дешево.

Опыт компании «Интерскол» в кризис 2008-09 гг. показывает, что нужно быть способными оперативно нарастить объем производства, удерживая при этом разницу в цене с подорожавшим импортом.

Как раз активное наращивание цен большинством российских компаний в тот период не позволило сколько-нибудь долго сохранять необходимый паритет с зарубежными конкурентами. И импорт быстро вернул свои позиции.

В первую очередь эта стратегия подходит компаниям, способным быстро и эффективно нарастить объем производства конкурентной продукции.

Продукт под госзаказ

Это вторая наиболее популярная сейчас стратегия импортозамещения, состоящая в замещении зарубежных поставщиков по госзаказу. Обычно для успешной реализации этой стратегии нужны наличие требуемого продукта, деловые связи и умение работать по госзаказу.

Большинство компаний стремится использовать эту возможность. Но им следует учесть два значимых риска:

  1. Желающих много, не все смогут получить контракты, даже потратив большие усилия на подготовку
  2. Бывает, что выполнение условий госконтрактов приводит компании к убыткам (вспомним пример «Мостовика»).

Успешный опыт реализации данной стратегии имеется в фармацевтике.

Насколько велик потенциал этой стратегии до конца не ясно, поскольку власти еще до конца не определились с составом и размером преференций для российских компаний. Да и общий объем госзаказа в текущий период стал сокращаться.

Эта стратегия наиболее подходит компаниям из отраслей с большой долей госзаказа.

Партнерство в локализации

Очевидно, что девальвация рубля вкупе с пожеланиями российских властей являются серьезными стимулами к локализации производства для зарубежных производителей, экспортирующих продукцию в Россию. А это отличная возможность уже для отечественных компаний. Требуется вроде бы немного: соответствовать стандартным требованиям зарубежного партнера и не задирать цену.

Но пример из нашей практики показывает, что лишь считанные компании удовлетворяют этим требованиям (особенно в части опыта работы по международным техническим стандартам и наличия сертификации по трем ключевым системам ISO).

Наиболее интересна данная стратегия для прогрессивных отраслевых компаний.

Набирает популярность также такой вариант стратегии локализации импортной продукции как копирование «без спроса». Долгосрочной перспективы у нее нет, но ситуативно она может оказаться весьма эффективной.

Повышение уровня переработки

Данная стратегия подходит в основном для компаний, выпускающих не конечную продукцию, а сырье, детали и компоненты. Они реализуют проекты освоения продукции следующего передела, вытесняя тем самым импорт. Критичными для стратегии являются значительный объем импорта осваиваемой продукции и отсутствие крупных конкурентных проектов.

Успешный опыт реализации этой стратегии накоплен в лесоперерабатывающей, нефтехимической и пищевой отраслях, индустрии стройматериалов.

Из дистрибуторов в производители

Эта стратегия состоит в создании собственного или совместного производства дистрибутируемой зарубежной продукции в России. Для ее реализации важны наличие сложившейся клиентской базы и хорошее знание продукта.

Примеров реализации этой стратегии в России пока что немного, но у дистрибуторов-импортеров становится все больше причин о ней задуматься. Например, консультантами компании «АЛЬТ» совместно с заказчиком была разработана стратегия перехода от модели дистрибутора импортных товаров к модели производителя для компании «АкваАрт», крупного дистрибутора сантехники. Стратегия была успешно реализована.

Отметим, что не всегда нужно создавать свое производство, можно попробовать разместить заказы у специализированных российских производителей.

Данная стратегия наиболее интересна для сильных специализированных дистрибуторов.

Импортозамещение на рынке продовольствия

Выбор конкретной стратегии импортозамещения для вашей компании зависит от специфики отрасли и бизнеса, ключевых компетенций и позиции на рынке.

Но прежде всего вам нужно ответить на два главных вопроса: имеется ли достаточный объем импорта для замещения его вашей продукцией, и готовы ли вы инвестировать в такой проект (в освоение новой продукции, расширение производства и т.п.).

Ключевые слова

ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ / ПРОМЫШЛЕННАЯ ПОЛИТИКА / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / IMPORT SUBSTITUTION / INDUSTRIAL POLICY / COMPETITIVENESS / NATIONAL SECURITY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы - Соколова Ольга Юрьевна, Колотырин Евгений Алексеевич, Скворцова Валентина Алексеевна

Актуальность и цели. В условиях введения западными странами санкций российским руководством была провозглашена политика импортозамещения . Понимание современной роли импортозамещения , современная трактовка и определение границ применимости в реализации промышленной политики являются актуальными вопросами экономической науки. Цель статьи предложить современное видение импортозамещения , выделить ключевые различия с понятием «протекционизм», а также определить некоторые особенности реализации стратегии импортозамещения . Материалы и методы. Реализация цели исследования была достигнута посредством анализа и обобщения теоретических положений зарубежных и отечественных исследователей, систематизации имеющихся подходов к реализации промышленной политики . На основе применения методов логической аналогии, синтеза имеющихся теоретических разработок дана характеристика основных стратегий промышленной политики (экспортоориентированная стратегия, стратегия импортозамещения , инновационная стратегия), определено место стратегии импортозамещения . Результаты. В результате исследования было выделено три подхода к понятию «импортозамещение »: оно может рассматриваться и как экономическая категория, и как процесс, и как стратегия, реализуемая государством. Показано, что с точки зрения теории импортозамещение имеет противоречивую сущность: с одной стороны, это модель интеграции страны в мировую экономику, ориентированная на экономический рост, с другой стороны, один из инструментов реализации политики экономического протекционизма. В статье определены ключевые отличия импортозамещения от протекционизма, раскрыто понятие «инновационное импортозамещение ». Выводы. Стратегия импортозамещения приобретает значительную актуальность в настоящий момент. Автор предлагает понимать под импортозамещением политику государства, направленную на увеличение внутреннего спроса на отечественную продукцию, путем введения определенных мер по снижению потребления аналогичной продукции зарубежного происхождения, с целью создания конкурентоспособных на глобальном рынке национальных производителей и товаров. В статье сделан вывод о необходимости применения стратегии инновационного импортозамещения .Background. In terms of the introduction of sanctions the Russian leadership declared the policy of import substitution . Understanding of the modern role of import substitution , modern interpretation and applicability limits definition in realization of the industrial policy are topical issues of economic science. The article aims at offering a modern vision of import substitution , at identifying key differences from the concept of “protectionism”, and at determining some realization features of the import substitution strategy. Materials and methods. The research objectives were implemented through analyzing and generalizing theoretical positions of foreign and domestic researchers, through systematizing the existing approaches to implementation of the industrial policy . Applying the methods of logical analogy and synthesis of the existing theoretical developments, the authors characterized main strategies of the industrial policy (export-oriented strategy, strategy of import substitution , innovation strategy) and determined the place of the import substitution strategy. Results. The study identified three approaches to the concept of “import substitution ”: it can be considered as an economic category, a process and a strategy implemented by the state. The article shows that, theoretically, import substitution has a contradictory nature: on the one hand, it is a model of integration into the global economy focused on economic growth, on the other hand it is one of the instruments of realization of the policy of economic protectionism. The article identifies key differences of import substitution from protectionism and reads about the concept of “innovative import substitution ”. Conclusions. The strategy of import substitution is becoming quite significant at this moment. The author suggests to understand import substitution as a state policy aimed at increasing internal demand for domestic products by introducing certain measures to reduce the consumption of foreign similar products in order to create globally competitive domestic producers and goods. The article concludes about a necessity of implementing a strategy of innovative import substitution .

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу, автор научной работы - Соколова Ольга Юрьевна, Колотырин Евгений Алексеевич, Скворцова Валентина Алексеевна

  • Импортозамещение как фактор экономического роста экономики региона (на примере Кабардино-Балкарской республики)

    2017 / Шумахов Р.В.
  • Government policy of import substitution as a factor of Russian economy development

    2016 / Moiseev V.V., Ogneva V.V., Polyanin A.V.
  • Import substitution in the current economic strategy of Russia

    2015 / Kolotyrin Ye.A.
  • Процесс импортозамещения в контексте обеспечения стратегической конкурентоспособности региона в глобальной экономике

    2017 / Воронкова О.Н.
  • Механизмы стимулирования импортозамещения в строительной отрасли

    2016 / Котлярова Светлана Николаевна
  • Реиндустриализация экономики и проблема импортозамещения: роль и задачи информационной индустрии

    2015 / Бодрунов Сергей Дмитриевич
  • Модель реализации стратегии импортозамещения на промышленных предприятиях России

    2016 / Бондаренко Евгения Игоревна
  • Импортозамещение vs модернизация

    2017 / Мищенко Ирина Константиновна, Мищенко Валерий Викторович
  • Протекционизм и стратегия ускоренного экономического роста России: история и современность

    2016 / Совалева Е.В.
  • Концепция обеспечения энергетической безопасности (применительно к решению проблемы импортозамещения в электроэнергетике России)

    2015 / Костин Константин Борисович

Текст научной работы на тему «Импортозамещение как стратегия промышленной политики»

ЭКОНОМИКА

УДК 330.101.541

DOI: 10.21685/2072-3016-2017-1-13

О. Ю. Соколова, Е. А. Колотырин, В. А. Скворцова

ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ КАК СТРАТЕГИЯ ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКИ

Аннотация.

Актуальность и цели. В условиях введения западными странами санкций российским руководством была провозглашена политика импортозамещения. Понимание современной роли импортозамещения, современная трактовка и определение границ применимости в реализации промышленной политики являются актуальными вопросами экономической науки. Цель статьи - предложить современное видение импортозамещения, выделить ключевые различия с понятием «протекционизм», а также определить некоторые особенности реализации стратегии импортозамещения.

Материалы и методы. Реализация цели исследования была достигнута посредством анализа и обобщения теоретических положений зарубежных и отечественных исследователей, систематизации имеющихся подходов к реализации промышленной политики. На основе применения методов логической аналогии, синтеза имеющихся теоретических разработок дана характеристика основных стратегий промышленной политики (экспортоориентированная стратегия, стратегия импортозамещения, инновационная стратегия), определено место стратегии импортозамещения.

Результаты. В результате исследования было выделено три подхода к понятию «импортозамещение»: оно может рассматриваться и как экономическая категория, и как процесс, и как стратегия, реализуемая государством. Показано, что с точки зрения теории импортозамещение имеет противоречивую сущность: с одной стороны, это модель интеграции страны в мировую экономику, ориентированная на экономический рост, с другой стороны, один из инструментов реализации политики экономического протекционизма. В статье определены ключевые отличия импортозамещения от протекционизма, раскрыто понятие «инновационное импортозамещение».

Выводы. Стратегия импортозамещения приобретает значительную актуальность в настоящий момент. Автор предлагает понимать под импортозаме-щением политику государства, направленную на увеличение внутреннего спроса на отечественную продукцию, путем введения определенных мер по снижению потребления аналогичной продукции зарубежного происхождения, с целью создания конкурентоспособных на глобальном рынке национальных производителей и товаров. В статье сделан вывод о необходимости применения стратегии инновационного импортозамещения.

Ключевые слова: импортозамещение, промышленная политика, конкурентоспособность, национальная безопасность.

O. Yu. Sokolova, E. A. Kolotyrin, V. A. Skvortsova

IMPORT SUBSTITUTION AS A STRATEGY OF THE INDUSTRIAL POLICY

Background. In terms of the introduction of sanctions the Russian leadership declared the policy of import substitution. Understanding of the modern role of import substitution, modern interpretation and applicability limits definition in realization of the industrial policy are topical issues of economic science. The article aims at offering a modern vision of import substitution, at identifying key differences from the concept of "protectionism", and at determining some realization features of the import substitution strategy.

Materials and methods. The research objectives were implemented through analyzing and generalizing theoretical positions of foreign and domestic researchers, through systematizing the existing approaches to implementation of the industrial policy. Applying the methods of logical analogy and synthesis of the existing theoretical developments, the authors characterized main strategies of the industrial policy (export-oriented strategy, strategy of import substitution, innovation strategy) and determined the place of the import substitution strategy.

Results. The study identified three approaches to the concept of "import substitution": it can be considered as an economic category, a process and a strategy implemented by the state. The article shows that, theoretically, import substitution has a contradictory nature: on the one hand, it is a model of integration into the global economy focused on economic growth, on the other hand it is one of the instruments of realization of the policy of economic protectionism. The article identifies key differences of import substitution from protectionism and reads about the concept of "innovative import substitution".

Conclusions. The strategy of import substitution is becoming quite significant at this moment. The author suggests to understand import substitution as a state policy aimed at increasing internal demand for domestic products by introducing certain measures to reduce the consumption of foreign similar products in order to create globally competitive domestic producers and goods. The article concludes about a necessity of implementing a strategy of innovative import substitution.

Key words: import substitution, industrial policy, competitiveness, national security.

В условиях глобализации, роста открытости границ экономик мира возрастает международная конкуренция. Наращивание конкурентных преимуществ становится одной из приоритетных задач развития государств, возрастает роль конкурентоспособности экономики страны.

За последние три десятилетия, в течение которых страна находится в процессе трансформации, перехода от плановой к рыночной экономике, были утеряны многие ключевые позиции по производству стратегически важной продукции. В годы плановой экономики страна намного меньше зависела от импортной продукции, нежели в текущий период. Однако, в связи со сложившейся мировой политической конъюнктурой, государству приходится перестраиваться под новые условия ведения международных экономических отношений. В условиях введения западными странами санкций рос-

сийским руководством была провозглашена политика импортозамещения. Однако пока в объявленной программе импортозамещения реальной экономики мало, она во многом продиктована политическими причинами, а это может вызвать значительные расходы денежных средств государства и недостижение желаемого результата.

Понимание современной роли импортозамещения, современная трактовка и определение границ применимости в реализации промышленной политики являются ключевыми вопросами данной статьи.

Процессы импортозамещения играют большую роль для развивающихся и трансформирующихся экономик. Этим и объясняется внимание к ним зарубежных и российских ученых-экономистов.

Среди фундаментальных трудов, в которых рассматриваются теория и практика импортозамещения в индустриальном обществе, необходимо отметить работы Н. Картера, П. Линдерта, А. Страуг, Х. Ченери. Так, американский экономист П. Линдерт рассматривает влияние импортозамещающего роста на изменение международных условий торговли. Х. Ченери и А. Страуг трактуют промышленное импортозамещение как одну из основных целей экономического развития. В целом данные экономисты связывали достижение благоприятного экономического развития с большим использованием внутренних источников финансирования, а также с заменой импортных товаров отечественными.

Сейчас проблемами импортозамещения занимаются и многие российские ученые. За последнее время появилось несколько исследований, где авторы ищут новые подходы к определению понятия «импортозамещение».

Импортозамещение можно рассматривать с нескольких позиций: как экономическую категорию, как экономический процесс и как государственную экономическую политику или стратегию промышленной политики государства.

Так, Е. Н. Назарчук указывает на то, что «под импортозамещением следует понимать, прежде всего, увеличение производства отечественной продукции при снижении потребления импортных товаров (только для товаров, по которым такое замещение возможно и экономически целесообразно)» .

По мнению Л. Н. Перегородиевой, «импортозамещение представляет собой тип экономической стратегии и промышленной политики государства, направленный на защиту внутреннего производителя, путем замещения импортируемых промышленных товаров товарами национального производства» .

П. А. Кадочников под процессом импортозамещения понимает «увеличение производства и внутреннего потребления отечественных товаров при снижении потребления импортных товаров (в физическом выражении)» .

Автор Н. А. Сучкова справедливо выделяет два подхода к понятию «импортозамещение». Первый подход рассматривает импортозамещение как некий нерегулируемый, в целом положительный для страны, часто ограниченный временными рамками процесс, в результате которого происходит поэтапная замена зарубежной продукции и товаров их отечественными аналогами. Во втором подходе используется широкий функциональный взгляд, рассматривающий импортозамещение как определенный тип экономической стратегии и политики государства, направленных на замену импорта товаров,

пользующихся спросом на внутреннем рынке, товарами национального производства. Высокие импортные пошлины сочетаются с налоговыми льготами местным производителям. Разрабатывается и реализуется программа развития необходимой производственной инфраструктуры. Проведение импортозамещающей стратегии характерно для импортозамещающего этапа индустриализации .

В статье А. Н. Макарова можно найти трактовку импортозамещения с позиций потребностей региональной экономики: «... под импортозамещени-ем традиционно понимается рассчитанная на перспективу система мер, обеспечивающая достижение намеченных регионом целей по объемам и структуре производства отечественной продукции при одновременном снижении потребления импортных товаров. В условиях проведения политики импорто-замещения доминирует концентрация собственных усилий и ресурсов на формирование конкурентоспособного рыночного хозяйства» .

Таким образом, в целом импортозамещение может рассматриваться и как экономическая категория, и как процесс, и как стратегия, реализуемая государством, однако сущность импортозамещения едина - это рост отечественного производства, замещающего импортные товары.

С точки зрения регулирования развития национальной экономики им-портозамещение можно рассматривать как одну из стратегий промышленной политики. В условиях интернационализации хозяйственной деятельности промышленная политика уже не может рассматриваться только в рамках национальной экономики, она должна отвечать требованиям мирового рынка и обеспечивать конкурентоспособность многих отраслей.

С точки зрения взаимодействия с глобальными рынками и обеспечения мирового технологического уровня можно выделить три типа стратегий промышленной политики: экспортоориентированная, инновационная и импорто-замещения. Каждая из данных стратегий имеет свои преимущества и ограничения (табл. 1).

Ни одна из стратегий из-за наличия недостатков и ограничений не может использоваться в чистом виде, поэтому синтез стратегий должен лежать в основе любой промышленной политики.

В настоящее время особенно актуальной становится стратегия импор-тозамещения ввиду высокой импортозависимости национального рынка, кризисных явлений в мировой и национальной экономиках, а также из-за усиления роли политического фактора в международных экономических отношениях.

С понятием импортозамещения тесно связано понятие «импортозави-симость». Под этим термином следует понимать использование зарубежных технологий, оборудования, материалов и продуктов для осуществления хозяйственной деятельности. В основе этой зависимости может лежать несколько факторов: во-первых, отсутствие аналогов национального производства, во-вторых, качественные характеристики продукта, когда отечественный товар не удовлетворяет необходимым характеристикам потребителя, в-третьих, нехватка производственных мощностей для удовлетворения спроса на отечественном рынке.

Таблица 1

Стратегии промышленной политики

Описание стратегии Преимущества Недостатки

Эксиорто-ориентированная стратегия - Создание благоприятных условий для отраслей, ориентированных на экспорт продукции. - Основная задача - производство продукции, конкурентоспособной на международном рынке, завоевание наибольшей доли мирового рынка - Включение страны в мировое хозяйство и доступ к мировым ресурсам и технологиям. - Развитие конкурентных отраслей экономики, обеспечивающих развитие других отраслей и являющихся главными источниками денежных средств в бюджет. - Создание условий для привлечения иностранных инвестиций в развитие производства и сферы услуг - Опасность сырьевого экспорта, чрезмерная доля которого в общей структуре экспортируемой продукции может привести к негативным последствиям (увеличение коррупции, переход человеческих и финансовых ресурсов из обрабатывающей промышленности, снижение темпов экономического роста)

Стратегия импортозамещения - Обеспечение внутреннего рынка на основе развития национального производства, путем проведения протекционистской политики - Улучшение структуры платежного баланса. - Увеличение внутреннего спроса. - Обеспечение занятости. - Развитие производства. - Развитие научного потенциала - Возможность технологического отставания от передовых стран. - Опасность создания слишком комфортных условий для национальных производителей, когда они будут не заинтересованы в производстве качественной продукции в силу отсутствия конкуренции. - Изоляция от передовых тенденций в мировой экономике. - Необходимость выстраивать полностью производственные цепочки, которые могут быть более капитало- и ресурсоемкими, чем уже существующие в других странах

Инновационная стратегия - Создание и использование новейших технологий, их производственно-экономического и социально-организационного потенциала. - Развитие страны на основе новейших тенденций технологического развития с использованием высокотехнологичного и капиталоемкого производства - Поддержание научно-технического потенциала страны. - Стимулирование развития образовательных институтов, что, в свою очередь, позволяет обеспечить экономику квалифицированными специалистами. - Создание новых рабочих мест внутри страны. - Поддержание стабильного и высокого курса национальной валюты. - Нацеленность на развитие производств с высокой добавленной стоимостью производимой продукции - Значительные инвестиции на развитие инновационной инфраструктуры и обновление материально-технической базы. - Необходимость большого количества высококвалифицированных кадров

■с п> о\

П> О, п>

с Сс ТЗ П> со С

Критерием устойчивого развития отечественной экономики является ее сбалансированность по экспорту, импорту, внутреннему производству и потреблению. Поэтому в условиях кризиса для стабильного развития России наилучшим вариантом является такая экономика, где импорт и экспорт стратегически важной продукции не превышают четверти необходимого для потребления. Если доля импорта какого-либо стратегически или социально важного товара превышает 20-25 %, то возникает угроза для национальной и экономической безопасности.

Однако с точки зрения теории импортозамещение имеет противоречивую сущность: с одной стороны, оно рассматривается как модель интеграции страны в систему мирохозяйственных связей, ориентированная на экономический рост государства, но, с другой стороны, как один из инструментов реализации политики экономического протекционизма, свойственного в основном развивающимся и переходным экономикам, национальные рынки которых еще недостаточно стабильны, что в конечном итоге противоречит принципам свободного рынка и конкуренции.

Именно поэтому, говоря о понятии «импортозамещение», необходимо его отделять от понятия «государственный протекционизм». В современной экономической научной литературе до сих пор нет четкого понимания и разграничения этих двух важных и совершенно разных экономических категорий. Эти два процесса имеют как общие признаки, так и отличия.

Отметим два основных признака импортозамещения: конкурентоспособность и экономическая эффективность.

Эти признаки позволяют определить основные различия импортозаме-щения и политики протекционизма. Во-первых, протекционизм осуществляется только государством, а при применении политики импортозамещения процесс направлен на совершенствование системы международных экономических отношений. Процесс импортозащения возможен как при поддержке государства, так и без нее. Во-вторых, различаются цели этих двух процессов. Если протекционизм ограничивается защитой отечественных производителей от внешней конкуренции, то целью импортозамещения является создание эффективной продукции соответствующего качества с возможностью ее последующей реализации не только на внутреннем, но и на внешнем рынке .

Противоречие этих двух процессов заключается в том, что импортоза-мещение зачастую используется в качестве прикрытия государственного протекционизма, включается в систему экономической безопасности. В краткосрочной перспективе цели протекционизма и импортозамещения совпадают с национальными задачами. Если смотреть со стороны государственных интересов, то импортозамещение равносильно увеличению экспорта. Однако многие государственные проекты, призванные регулировать международные торговые отношения, следует учитывать не как импортозамещение, а как меры протекционистской политики, которые не всегда идут на пользу оздоровления экономики.

Следует отметить, что импортозамещение, как правило, ограничивается размером внутреннего рынка. Дальнейшее расширение может обеспечиваться только за счет экспорта. Но если отрасли были взращены лишь за счет протекционистских мер, они будут не в состоянии конкурировать на мировых рынках.

Таким образом, проанализировав уже существующие подходы к им-портозамещению, авторы могут предложить собственное видение проблемы. Под импортозамещением предлагается понимать политику государства, направленную на увеличение внутреннего спроса на отечественную продукцию, путем введения определенных мер по снижению потребления аналогичной продукции зарубежного происхождения, с целью создания конкурентоспособных на глобальном рынке национальных производителей и товаров.

С точки зрения современной промышленной политики и роли в ней стратегии импортозамещения синонимом слова «импортозамещение» является термин «конкурентоспособность». Для эффективного решения задач, стоящих перед стратегией импортозамещения, необходимо достичь высокого уровня качества продукции, причем не хуже, а лучше зарубежных аналогов, при этом издержки и цена продукции должны быть конкурентоспособны. Поэтому единственным верным путем реализации стратегии импортозаме-щения является ориентация на глобальный рынок, а не на национальный. Соответствующий вывод можно сделать на примере таких стран, как Индия и Бразилия, которые, пытаясь создать конкурентоспособные продукты на местном рынке, потерпели фиаско, но, ориентируясь на глобальный рынок, добились успеха Индия в области ИТ-аутсорсинга, Бразилия - в создании самолетов Embraer. Таким образом, не нужно забывать о том, что создаваемый на импортозамещающих производствах товар должен быть ориентирован не только на внутренний рынок, но и на внешний, поскольку только в этом случае уровень конкурентоспособности продукции будет приемлемым и достигнутые в результате успехи не будут потеряны при возвращении к привычному для данной страны курсу. То есть нужно развивать не только производство определенных отраслей внутри страны, но и повышать уровень развития экономики, социальной сферы, инфраструктуры, делая саму страну способной на равных конкурировать с развитыми промышленными странами .

Важную роль в реализации стратегии импортозамещения играет государство. Именно оно является движущей силой, создающей стимулы и направляющей развитие процесса импортозамещения.

Также необходимо понимать, что использование стратегии должно приводить к становлению более высокотехнологичного производства, чем у конкурентов. Развитие наукоемких отраслей позволит выйти на мировой рынок. Однако необходимо аккуратно подходить к внедрению стратегии, чтобы избежать застоя промышленности, поскольку снижение конкуренции с зарубежными производителями может привести к снижению стремлений развития инноваций и к полной зависимости предприятий от государственных субсидий.

При правильном применении политика импортозамещения должна оказывать мультипликативный эффект на смежные отрасли и на экономику страны в целом.

Необходимо отметить, что внедрение стратегии импортозамещения зачастую обусловлено вопросом национальной безопасности. Во многих стратегических отраслях промышленности, таких как сектор ВПК, аграрный сектор, фармацевтическая отрасль и т.д., должны преобладать продукты отечественного производства. Поэтому важным для сохранения национальной

безопасности является полный цикл изготовления стратегически важной продукции из отечественного сырья и на своей территории. Именно для подобных товаров особенно важно проводить стратегию импортозамещения. Среди тех отраслей, где за последние десятилетия значительно увеличилась доля импорта, - это сфера продовольствия и фармацевтическая отрасль.

Как уже было отмечено, применение только стратегии импортозамеще-ния нецелесообразно ввиду наличия недостатков и ограничений, поэтому на стыке двух стратегий промышленной политики - инновационной и импорто-замещения - появилась категория «инновационное импортозамещение» как одно из современных направлений развития экономической теории. Целью инновационного импортозамещения является создание и продвижение высокотехнологической импортозамещающей продукции на мировые рынки. Инновационное импортозамещение следует рассматривать параллельно с ресурсосбережением и повышением энергоэффективности. Представляется, что задача промышленной политики государства состоит в формировании национальной модели инновационного импортозамещения и создании системы стимулов, которые помогут сбалансировать относительную эффективность различных видов импортозамещающих производств и таким образом поддержать национальное производство инновационной продукции, одновременно стимулируя инновационное производство на экспорт.

В силу ресурсных ограничений невозможно применить стратегию им-портозамещения ко всем отраслям промышленности одновременно. Поэтому следует ориентироваться на те отрасли, где страна обладает определенным отраслевым преимуществом. Необходимо подчеркнуть, что гораздо эффективнее выбирать несколько отраслей, распыление на множество может не дать желаемого результата.

Можно выделить несколько подходов к выбору подходящих отраслей для применения стратегии импортозамещения. Во-первых, выбрать те сферы, где имеется большой потенциал роста, и именно там развивать производство. Во-вторых, найти наиболее развитые технологии, и на их основе развивать определенные отрасли промышленности.

В настоящее время большую долю в производстве отечественного продукта составляют импортные комплектующие. Это объясняется возрастающей конкуренцией, вследствие чего предприятия стремятся использовать все мировые достижения для завоевания рынка. Поэтому применение политики импортозамещения снимает определенную напряженность, возникающую из-за необходимости использования зарубежных составляющих при производстве отечественного продукта. Таким образом, изучение возможностей применения импортозамещающей стратегии при проведении промышленной политики является очень важным вопросом для российской экономической науки, особенно в современных условиях.

Результатом внедрения стратегии импортозамещения должно быть усиление позиций отечественных товаров на рынках сбыта посредством применения технологической модернизации производства, стимулирования его эффективности. В результате предполагается переход от производства простой продукции к высокотехнологичной путем повышения уровня развития технологий и производства.

Библиографический список

1. Назарчук, Е. Н. Теоретические и методические основы эффективного импортозамещения на российских промышленных предприятиях: автореф. дис. ... канд. экон. наук / Назарчук Е. Н. - Самара, 2007.

2. Перегородиева, Л. Н. Развитие управления импортозамещением на отечественных промышленных предприятиях: автореф. дис. ... канд. экон. наук / Перегородиева Л. Н. - Саратов, 2013.

3. Кадочников, П. А. Влияние импортозамещения на процессы экономического роста в переходной экономике: автореф. дис. ... канд. экон. наук / Кадочников П. А. - М., 2005.

4. Сучкова, Н. А. Импортозамещение в продовольственном секторе России: автореф. дис. ... канд. экон. наук / Сучкова Н. А. - М., 2009.

5. Макаров, А. Н. Импортозамещение как инструмент индустриализации экономики региона: инновационный аспект (на примере Нижегородской области) / А. Н. Макаров // Российский внешнеэкономический вестник. - 2011. - № 5. -С. 36-40.

6. Зарянкин, В. В. Роль импортозамещения в системе международных торговых отношений / В. В. Зарянкин // Беларусь и мировые экономические процессы: сб. науч. ст. - 2010. - Вып. 7. - 191 с.

7. Басина, Н. Что такое импортозамещение и каким ему быть в России / Н. Баси-на. - URL: http://www.crn.ru/news/detail.php?ID=93523

1. Nazarchuk E. N. Teoreticheskie i metodicheskie osnovy effektivnogo importozame-shcheniya na rossiyskikh promyshlennykh predpriyatiyakh: avtoref. dis. kand. ekon. nauk . Samara, 2007.

2. Peregorodieva L. N. Razvitie upravleniya importozameshcheniem na otechestvennykh promyshlennykh predpriyatiyakh: avtoref. dis. kand. ekon. nauk . Saratov, 2013.

3. Kadochnikov P. A. Vliyanie importozameshcheniya na protsessy ekonomicheskogo rosta v perekhodnoy ekonomike: avtoref. dis. kand. ekon. nauk . Moscow, 2005.

4. Suchkova N. A. Importozameshchenie v prodovol"stvennom sektore Rossii: avtoref. dis. kand. ekon. nauk . Moscow, 2009.

5. Makarov A. N. Rossiyskiy vneshneekonomicheskiy vestnik . 2011, no. 5, pp. 36-40.

6. Zaryankin V. V. Belarus" i mirovye ekonomicheskie protsessy: sb. nauch. st. . 2010, iss. 7, 191 p.

7. Basina N. Chto takoe importozameshchenie i kakim emu byt" v Rossii . Available at: http://www.crn.ru/news/ detail.php?ID=93523

Соколова Ольга Юрьевна доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой мировой экономики и управления внешнеэкономической деятельностью, Саратовский социально-экономический институт Российского экономического университета им. Г. В. Плеханова (Россия, г. Саратов, ул. Радищева, 89)

E-mail: [email protected]

Колотырин Евгений Алексеевич аспирант, Саратовский социально-экономический институт Российского экономического университета им. Г. В. Плеханова (Россия, г. Саратов, ул. Радищева, 89)

E-mail: [email protected]

Скворцова Валентина Алексеевна доктор экономических наук, профессор, кафедра экономической теории и международных отношений, Пензенский государственный университет (Россия, г. Пенза, ул. Красная, 40)

E-mail: [email protected]

Sokolova Ol"ga Yur"evna

Doctor of economic sciences, professor,

head of sub-department of world economy

and foreign economic activities, Saratov

Socioeconomic Institute of Plekhanov

Russian University of Economics

(89 Radishcheva street, Saratov, Russia)

Kolotyrin Evgeniy Alekseevich Postgraduate student, Saratov Socioeconomic Institute of Plekhanov Russian University of Economics (89 Radishcheva street, Saratov, Russia)

Skvortsova Valentina Alekseevna Doctor of economic sciences, professor, sub-department of economics and international relations, Penza State University

(40 Krasnaya street, Penza, Russia)

УДК 330.101.541 Соколова, О. Ю.

Импортозамещение как стратегия промышленной политики /

О. Ю. Соколова, Е. А. Колотырин, В. А. Скворцова // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. - 2017. - № 1 (41). -С. 130-139. БОТ: 10.21685/2072-3016-2017-1-13

Седенко Татьяна Юрьевна,студент 4 курса, «Менеджмент организации» РЭУ им. Г.В. Плеханова (Брянский филиал)

Никонец Олеся Евгеньевна,

к.э.н., доцент, научный руководитель

Стратегия импортозамещения в России

Аннотация.Встатье рассматриваются проблемы импортозамещения в РФ в связи с введением санкционных мероприятий. Ключевые слова:импортозамещение, индустриализация экономики, стабилизация экономики, инвестиционная привлекательность промышленности, НТП.

Современные изменения, происходящие в мировой геополитической ситуации, возникновение новых очагов напряженности в непосредственной близости от территориальных границ Российской Федерации, охлаждение и ухудшение отношений с ведущими игроками мировой геополитики и геоэкономики ставят во главу угла проблему обеспечения национальной безопасности страны. Политика импортозамещения, осуществляемая как на федеральном, так и на региональном уровне сегодня является одним из структурных составляющих политики в области обеспечения национальной и экономической безопасности России.Импортозамещение в России в 2015г.–это главный экономический ориентир государства в санкционнойборьбе с Западом.До недавнего времени импортозамещение стихийно и более или менее успешно осуществлялось в различных секторах экономики. В 2014 году санкции западных стран и предпринятые российской стороной ответные шаги привели к тому, что стратегия импортозамещения стала одним из приоритетных направлений деятельности российского правительства. Как бизнес может поучаствовать в реализации этойстратегии и какую помощь государство готово оказать компаниям на данном этапе и в перспективе?Импортозамещение -это создание таких условий, при которых отечественные производители могут конкурировать с зарубежными компаниями на честных рыночных основаниях. Можно выделить десять основных проблем, решение которых будет способствовать успешной реализации этой стратегии в России. Однако следует подчеркнуть, что тотальное импортозамещение в нашей стране сегодня невозможно и неэффективно, хотя в большинстве секторов и сфер экономики России оно является объективной необходимостью.При этом следует обратить внимание на ряд ключевых моментов.Первое заключается в том, что, несмотря на неопределенность итогов санкционной войны в плане последствий для ее сторон,все же очевидно, что определенные убытки будут нести все ее участники. Для России эффект санкций во многом положителен: страна ускорила создание национальной платежной системы, стремится развивать отечественное промышленное производство, вводит ответные меры для поддержки сельхозпроизводителей. Тем не менее, ожидать стремительного экономического роста только благодаря эффекту санкций не стоит, поскольку действуют иные факторы ограничения роста. В их числе можно назвать низкий уровень технологичности промышленности (преобладает четвертый технологический уклад, в то время как ведущие страны уже активно осваивают шестой), на фоне почти полного отсутствия свободных производственных мощностей в большинстве отраслей высок уровень морального и физического износа основных производственных фондов (по разным оценкам он составляет от 50 до 80% и выше, в то время как пороговое значение экономической безопасности по этому показателю составляет 42%), а существующих объемов прямых инвестиций недостаточно для тог, чтобы кардинально изменить ситуацию.Кроме того, положительный эффект от импортозамещения может стать заметным только в среднесрочной и долгосрочной перспективе. В краткосрочном же плане замедление и падение темпов экономического роста в стране и ее регионах и, соответственно, снижение показателей, характеризующих уровень жизни населения становится неизбежным. Таким образом, ждать быстрого положительного эффекта от импортозамещения нельзя.Второе обстоятельство заключается в том, что в условиях глобализации и усиления взаимозависимости между субьектами мировой экономики, под которыми сегодня мы понимаем не только страны, но и крупные ТНК, у каждой страны есть своя ниша в международном разделении труда, сегменты мирового рынка, на которых конкурентоспособна ее продукция. Все остальные товары страны импортируют в соответствии с объективными экономическими законами, в чем нет ничего предосудительного, ибо зачем самим производить то, что гораздо дешевле купить. В условиях глобального мира потребность в импортозамещении может возникнуть лишь в том случае, если страна сознательно выбирает путь автаркии или же, другими словами, самоизоляции, которая может продлиться в течение некоторого времени. Однако рано или поздно в зависимости от изменений в том числе и в политической ситуации, страна объективно будет вынуждена вернуться на мировой рынок. При этом мировой опыт показывает, что протекционизм обычно приводит не к росту конкурентоспособности и качества отечественного производства, а наоборот.Сутью политики протекционизма, основанной на импортозамещении, является индустриализация экономики при помощи ограничения и/или дискриминации импорта. Как правило, она реализуется посредством искусственного создания налоговых, финансовых и валютных стимулов для развития отдельных отечественных производителей или ряда отраслей национальной экономики с целью повышения их конкурентоспособности на внутреннем рынке. Важнейшим институтом здесь выступает частная собственность, опирающаяся на протекционизм. Однако во многих случаях протекционизм, ограничивающий конкуренцию со стороны мирового рынка, фактически приводит к демотивации развития для отечественных производителей: в отсутствии конкурентов предприятия не торопятся внедрять инновации, а единственным стимулом для них становятся субсидии и прочие «подачки» со стороны государства. Сегодня в России существует опасность подобного протекционизма, поскольку политика импортозамещения диктуется, в данном случае, даже не соображениями развития «молодых» инновационных отраслей, а необходимостью защитить внутренний рынок от тотального дефицита товаров в условиях введения санкций и вынужденного сокращения потоков импорта.В настоящее время Счетная палата пришла к выводу, что Россия может не справиться с полным замещением импорта продуктов, подпавшихпод эмбарго. Об этом говорят эксперты в подготовленном Счетной палатой отчете «О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов». Опираясь на данные Росстата, эксперты говорят в первую очередь о проблеме импортозамещения некоторых видов мяса и молочной продукции. В частности, уровень свободных производственных мощностей в мясоперерабатывающей отрасли составил около 34%. При этом на импорт приходилось почти 59% от всего объема потребления говядины в стране, доля завезенной изза рубежа свинины достигала 31%, мяса птицы -13%. Помимо отраслей АПК принципиально важным импортозамещение представляется в таких отраслях как станкостроение, тяжелое машиностроение, в том числе сельскохозяйственное и для пищевой промышленности радиоэлектроника, легкая промышленность, медицина и фармацевтика. Однако если подходить к вопросу импортозамещенияболее детально, становится ясно, что отдельные виды приоритетных и критических с точки зрения импортозамещения видов продукции существуют практически в каждой отрасли. Таким образом, даже в условиях ужесточения санкций полностью заменить импорт продукцией отечественного производства в ближайшие годы страна не сможет.Третье. Идея импортозамещения уже прошла более или менее успешную практическую апробацию различными странами мира, опыт которых можно расценивать как более или менее успешный. Чаще всего данный процесс шел по пути замены импортных продуктов питания, изделий легкой промышленности и несложной технологической продукции. В частности, по этому направлению развивалась стратегия импортозамещения в странах Восточной Азии, Мексике, также шли этой дорогой и партнеры Россиипо БРИКС Бразилия, индия и Китай. В дальнейшем пути развития процесса импортозамещения данных стран разошлись.Модернизация в Бразилиипроисходила в несколько этапов. Текущий этап фактически начался с первого успешного плана стабилизации экономики, принятого в 1994 г., и был основан на реформах финансового, налогового и внешнеторгового регулирования, а не на промышленной политике или госрегулировании в «инновационных» секторах. Значительно больших успехов добился Тайвань, реализовавший комбинированную стратегию наращивания конкурентных преимуществ отечественного производства или стратегию экспортоориентированного импортозамещения, позволяющую использовать преимущества и одного, и другого пути. В результате, если в КНР и Индии за счет диверсификации экспортаобеспечивается 58% прироста ВВП, в Тайланде –1416%, в Южной Корее –4245%, то Тайваню импортозамещение обеспечивает 4345%, а увеличение экспорта (до половины которого составляют высокотехнологичные изделия) –5557% прироста ВВП. Опыт зарубежных стран показывает, что наибольших успехов в реализации политики импортозамещения добились страны Восточной Азии, сделавшие ставку на сочетание основанного на импортозамещении протекционизма с товарной и географической диверсификацией экспорта. Страны же Латинской Америки, реализовывавшие лишь стратегию импортозамещения, в итоге столкнулись с общим ухудшением экономической ситуации, вылившимся в раскрутку инфляции,

снижением объемов сбережений и как следствие –сокращением инвестиционной активности, дефицит платежного баланса и обострение проблем международной валютной ликвидности. Эти страны так и не смогли осуществить структурную перестройку своей экономики и вывести даже на отечественные рынки (не говоря уже о зарубежных) достаточное количество товаров местного производства. Предприятия, всецело полагавшиеся на меры правительственной поддержки, не стали конкурентоспособными, а национальные правительства, поощрявшие протекционизм, взрастили целые отрасли, основанные не на реальной конкурентоспособности, а наадминистративном ресурсе. Полученная прибыль направлялась такими предприятиями не на развитие производства и модернизацию, а на лоббирование своих интересов через государство в целях сохранения status quo. В итоге бюджетная политика этих стран оказалась неэффективной, а импортозамещение привело не к росту, а к снижению конкурентоспособности национальных производств.Все вышесказанное позволяет говорить о том, что тотальное импортозамещение в России неэффективно, да и невозможно по объективным причинам. Впрочем, в своем выступлении в Петербурге президент В.В. Путин вкладывал в понятие импортозамещения в России иной смысл. Сегодня импортозамещение должно сочетаться с диверсификацией экспорта, основанной на

создании и развитии новых бизнесов, ориентированных на мировой рынок и жизнеспособных в условиях глобальной конкуренции. Здесь ощутимую роль могут сыграть механизмы государственночастного партнерства: молодые предприятия, нацеленные в будущем на общероссийский рынок и внешнюю экспансию, могут начинать с региональных рынков, формируемых государством за счет спроса органов власти и госкомпаний.В основу политики импортозамещения России сегодня должны быть положены не задачи полной замены импортных товаров российскими аналогами, а создание условий для диверсификации отечественного производства и экспорта, выхода на мировой рынок, обладающий гораздо более высоким потенциалом для роста отечественных компаний, с конкурентоспособной продукцией российского производства. Задачами такой политики являются:

проведение анализа торгового оборота страны и ее регионов за последние 5 лет, выявление

наиболее критических для

российского рынка импортных товаров, услуг, технологий и оборудования в разрезе отдельных отраслей и сегментов экономики;

определение процента импортозависимости в отраслевом разрезе, а также по отдельным товарным группам, согласно Товарной номенклатуре ВЭД;

анализ производственного потенциала и научнотехнического потенциала предприятий, выпускающих продукцию, конкурирующую с импортом или товарысубституты по регионам, оценка степени загрузки их производственных мощностей, степени износа ОПФ, оценка их финансовоэкономического состояния

разработка перечня оборудования и технологий, необходимых для региональных производителей и оценка экономическойцелесообразности производства данного оборудования на территории региона (альтернатива –закупка в других регионах РФ или за рубежом в странахпартнерах не применяющих санкции против РФ);

подготовка технических заданий на разработку и производство оборудования, подлежащего импортозамещению, посредством проведения открытого обсуждения этих документов с потребителями продукции –предприятиями регионов;

проведение анализа конкурентоспособности продукции потребительского назначения региональных

товаропроизводителей;

определение перечня потребительских товаров, потребности в которых Россия сможет удовлетворить, увеличив собственное производство за счет имеющихся резервов и мероприятий, направленных на развитие предприятий области;

определение перечня потребительских товаров, потребность в которых может быть удовлетворена только за счет импорта из стран Ближнего и Дальнего зарубежья.Для экономики России необходимо, чтобы импортозамещение стало одним из важных элементов экономической политики и инструментом достижения важнейшей цели, а именно выхода на положительное сальдо внешней торговли товарами и услугами. Правильное решение данной проблемы сократит импорт, при этом сохранив в России значительный объем валютных средств, удешевит товары, поддержит национального производителя, создаст новые рабочие места, будет способствовать развитию высокотехнологичной промышленности. Из этого следует, что важнейшим элементом промышленной политики должно стать именно импортозамещение, которое позволит снизить негативный эффект от экономических санкций. Необходимо ориентироваться именно на выпуск продукции с высокой добавленной стоимостью.На сегодняшний день ключевая задача состоит в том, чтобы повысить инвестиционную привлекательность промышленности, и прежде всего, высокотехнологичного машиностроения. В Российской Федерации существуют все условия для интенсивного развития высокотехнологичного машиностроения - научный, кадровый потенциал, высокоразвитая сеть коммуникаций, собственная энергетическая и сырьевая база. Развитие машиностроения является источником инновационного развития, а также экономического роста страны и благосостояния населения . Курс на инновационное импортозамещение предполагает переход к производству высокотехнологичной и наукоемкой продукции с помощью повышения уровня развития производства, технологий, образования и профессиональной подготовки граждан страны.Основным направлением должна стать организация производства той продукции, которая наиболее востребована в России и имеет наиболее высокую добавленную стоимость. Несомненно, полностью отказаться от иностранной продукции невозможно, но необходимо возобновлять и организовывать новые производства в России, задуматься о необходимости и важности стратегии импортозамещения.Реализация задачи позволит укрепить экономическую безопасность страны, активизировать НТП, а также поднять уровень образования, повысить спрос на отечественные товары, расширить производственные мощности, сохранить объем валюты внутри страны, улучшить торговый баланс, повысить объем валютных резервов, количество рабочих мест, уровень жизни граждан Российской Федерации, сформировать национальных лидеров с целью завоевания мирового рынка, снизить безработицу .

Ссылки на источники1.Никонец О.Е. Интеграция систем регулирования российского и мирового финансового рынка: теоретический и практический аспект/Вестник Брянского государственного университета. 2011. №3. С. 294296.2.Никонец О.Е. Венчурный бизнес как основа инновационного развития экономики России/ Научнометодический электронный журнал Концепт. 2014. Т. 20. С. 29412945.3.Счетная палата РФ: возможности импортозамещения ограничены объемами производства [Электронный ресурс] URL: http://sitv.ru/arhiv/news/economics/72801/ (дата обращения 25.07.2015).4.Импортозамещение в России [Электронный ресурс] URL: http://newsruss.ru/doc/index.php/ (дата обращения 25.07.2015).5.Зажигалкин А.В.

О программе стандартизации в области импортозамещения [Электронный ресурс] URL: http://www.slideshare.net/ssuser200359/ss47856384 (дата обращения 21.11.2015).

 

 

Это интересно: