→ Классификация основных форм деятельности. Классификация основных форм деятельности человека Основные формы деятельности человека классификация условий труда

Классификация основных форм деятельности. Классификация основных форм деятельности человека Основные формы деятельности человека классификация условий труда


Многообразные формы трудовой деятельности делятся на три основные группы по характеру выполняемых человеком функций:

Физический труд;

Механизированные формы физического труда;

Умственный труд.

Физическим трудом называют выполнение человеком энергетических функций в системе «человек – орудие труда».

Физическая тяжесть труда – это нагрузка на организм при труде, требующая преимущественно мышечных усилий и соответствующего энергетического обеспечения. Классификация труда по тяжести производится по уровню энергозатрат с учетом вида нагрузки (статическая и динамическая) и нагружаемых мышц.

Статическая работа связана с фиксацией орудий и предметов труда в неподвижном состоянии. Так, работа, требующая нахождения работающего в статической позе 10 – 25 % рабочего времени, характеризуется как работа средней тяжести (энергозатраты 172 – 293 Дж/с); 50 % и более – тяжелая работа (энергозатраты свыше 293 Дж/с).

Динамическая работа – процесс сокращения мышц, приводящий к перемещению груза, а также самого тела человека или его частей в пространстве. Если максимальная масса поднимаемых вручную грузов не превышает 5 кг для женщин и 15 кг для мужчин, работа характеризуется как легкая (энергозатраты до 172 Дж/с); 5 – 10 кг для женщин и 15 – 30 кг для мужчин – средней тяжести; свыше 10 кг для женщин или 30 кг для мужчин – тяжелая.

Напряженность труда характеризуется эмоциональной нагрузкой на организм при труде, требующем преимущественно интенсивной работы мозга по получению и переработке информации. Кроме того, при оценке степени напряженности учитываются эргономические показатели: сменность труда, поза, число движений и т.п. Так, если плотность воспринимаемых сигналов не превышает 75 в час, то работа характеризуется как легкая; 75 – 175 – средней тяжести; свыше 176 – тяжелая работа.

Механизированные формы физического труда в системе «человек – машина». Человек выполняет умственные и физические функции. Деятельность человека происходит по одному из процессов:

детерминированному – по заранее известным правилам, инструкциям, алгоритмам действий, жесткому технологическому графику и т.п.;

недетерминированному – когда возможны неожиданные события в выполняемом технологическом процессе, неожиданное появление сигналов, но в тоже время известны управляющие действия при появлении неожиданных событий (расписаны правила, инструкции и т.п.) в выполняемом процессе.

Умственный труд (интеллектуальная деятельность) объединяет работы, связанные с приемом и переработкой информации, требующей преимущественного напряжения сенсорного аппарата, внимания, памяти (управление, творчество, преподавание, наука, учеба и т.п.), а также активизации процессов мышления, эмоциональной сферы. После напряженной умственной работы восстановление организма происходит медленнее, чем после напряженной физической работы. Для данного вида труда характерна гипокинезия, т.е. значительное снижение двигательной активности человека, приводящее к ухудшению реактивности организма и повышению эмоционального напряжения. Гипокинезия является одним из условий формирования сердечно-сосудистой патологии у лиц умственного труда.

Самые общие формы труда – умственный и физический.

Более детальная классификация включает следующие формы труда.

    Формы труда, требующие значительной мышечной активности и высоких энергозатрат (4000- 6000 ккал в сутки). Этот вид операций применяется при отсутствии механизированных средств. Развивая мышечную систему и стимулируя обменные процессы, напряженный физический труд имеет и ряд недостатков. Прежде всего, это его неэффективность, связанная с низкой производительностью и необходимостью перерывов на восстановление физических сил, доходящих до 50 % рабочего времени.

    Групповые формы труда – конвейер (3500 – 5000 ккал). Особенность этой формы заключается в разделении общего процесса на конкретные операции, строгой последовательности их выполнения, автоматической подаче детали к каждому рабочему месту с помощью движущейся ленты конвейера. Конвейерный труд требует синхронной работы участников в соответствии с заданным темпом и ритмом. При этом, чем меньше тратится времени на операцию, тем монотоннее и проще ее содержание. Монотония – одно из отрицательных последствий конвейерного труда, которое выражается в преждевременной усталости и нервном истощении.

    Механизированные формы труда (3000 – 4000 ккал). Механизированные формы труда изменяют характер мышечных нагрузок и усложняют программы действий. Процессы этого вида труда нередко требуют специальных знаний и навыков. В условиях механизированного производства наблюдается уменьшение объема мышечной деятельности, в работу вовлекаются мелкие мышцы конечностей, которые должны обеспечивать большую скорость и точность движений, необходимые при управлении механизмами. Однообразие простых и большей частью локальных действий приводит к монотонности труда.

    Формы, связанные с частично автоматизированным производством. Полуавтоматизированное производство исключает человека из процесса непосредственной обработки предмета труда, который целиком выполняют механизмы. Задача человека ограничивается обслуживанием автоматизированных линий и управлением электронной техникой. Характерные черты этого вида деятельности – монотонность, повышенный темп и ритм работы, нервная напряженность. Физиологическая особенность той формы труда – необходимость быть постоянно готовым к действию и быстро отреагировать на возникающие неполадки. Такое функциональное состояние «оперативного ожидания» различно по степени утомляемости и зависит от отношения к работе, срочности необходимого действия, ответственности предстоящей работы и т.д.

    Формы труда, связанные с управлением производственными процессами и механизмами. Человек включен в систему управления как необходимое оперативное звено – чем менее автоматизирован процесс управления, тем больше участия человека. С физиологической точки зрения различают 2 основные форму управления производственным процессом: в одних случаях пульты управления требуют частых активных действий человека, а в других – редких. В первом случае непрерывное внимание работника получает разрядку в многочисленных движениях или речедвигательных актах, во втором – работник находится главным образом в состоянии готовности к действию, его реакции малочисленны.

    Формы интеллектуального (умственного) труда (2000-2400 ккал в сутки). Интеллектуальный труд заключается в переработке и анализе большого объема разнообразной информации, и как следствие этого – мобилизации памяти и внимания, частых стрессовых ситуациях. Однако мышечные нагрузки при этом незначительны. Для интеллектуального (умственного) характерна гипокинезия, т.е. значительное снижение двигательной активности, приводящая к ухудшению реактивности организма и повышению эмоционального напряжения. Она является причиной сердечно-сосудистой патологии. Формы умственного труда также подразделяются на несколько видов:

      Операторский труд. Связан с переработкой большого объема информации за короткое время и повышенной эмоциональной напряженностью (диспетчер оптовой базы, администратор супермаркета).

      Управленческий труд. Характеризуется чрезмерным ростом объема информации, быстрым принятием решения, повышенной личной ответственностью, периодическим возникновением конфликтных ситуаций (руководители учреждений).

      Творческий труд. Требует значительного объема памяти, напряжения внимания, нервно-эмоционального напряжения, огромной творческой отдачи (программисты, дизайнеры, научные работники, писатели, композиторы, артисты, художники, архитекторы, конструкторы, педагоги).

      Труд преподавателей, торговых и медицинских работников, работников всех сфер услуг. Отличается постоянными контактами с людьми, повышенной ответственность, часто дефицитом времени и информации для принятия правильного решения, что обусловливает высокую степень нервно-эмоционального напряжения.

      Труд учащихся и студентов. Требует напряжения основных психических функций, таких как память, внимание, восприятие; характеризуется наличием стрессовых ситуаций.

Труд — форма целесообразной деятельности человека, направленная на создание потребительской стоимости. Существующие формы труда отличаются одна относительно другой соответствующими затратами мышечной энергии, степенью эксплуатации мозга, центральной нервной системы, органов чувств.

Издавна принято разделять труд на умственный и физический, хотя между ними нет четкой границы. Физическим считают труд с преобладающей нагрузкой на системы, обеспечивающие мышечную деятельность (дыхания, кровообращения). Умственный труд в большей степени нагружает центральную нервную систему при относительно небольшом (по сравнению с состоянием покоя) усилении обмена веществ.

С точки зрения физиологии следует различать понятия "труд" и "работа". Под работой понимают все виды деятельности, связанные с затратами энергии и выходом организма из состояния покоя. При любом виде труда выполняют работу, которая не всегда может быть отнесена к трудовой деятельности.

Физическая работа может быть статической и динамической.

Динамическая работа заключается в перемещении грузов вверх, вниз и по горизонтали. Ее можно рассчитать по формуле

А = (mhn + mho/2 + ml/9)6g,

где А — динамическая работа, Дж; т — масса перемещаемого груза, кг; hп — высота подъема груза, м; H0 — расстояние, на которое опускается груз, м; l —расстояние перемещения груза по горизонтали, м; g— ускорение свободного падения (g= 9,81 м/с2).

Статическая работа — это поддержание человеком усилий без перемещения тела и конечностей в пространстве. Такая работа характеризуется произведением массы груза на длительность его удержания и считается более утомительной по сравнению с динамической работой.

В зависимости от основных характеристик и предъявляемых к организму физиологических требований различают следующие формы труда:

физический — отличается значительной мышечной активностью и большими затратами энергии (грузчики и т. п.);

механизированный — связан с обслуживанием машин (водители автомобилей и т. п.);

автоматизированный и полуавтоматизированный (ткачи, штамповщики и т. п.), иногда требуются большие энергозатраты;

конвейерный (групповой) — связан с перемещением изделий в процессе обработки от одного рабочего к другому, может быть легким (сборщики на радиозаводе) и тяжелым (сборщики на тракторном заводе);

интеллектуальный подразделяют на труд в сфере материального производства (инженеры, бухгалтеры, операторы станков с дистанционным управлением и т. п.) и вне сферы материального производства (писатели, педагоги и т. п.).

Все работы согласно Санитарным правилам и нормам (СанПиН) 2.2.4.548—96 в зависимости от интенсивности общих энергозатрат организма делят на следующие категории:

Ia — работы с интенсивностью энергозатрат до 120ккал/ч (до 139 Вт), производимые сидя и сопровождающиеся незначительным физическим напряжением (на предприятиях точного приборо- и машиностроения, на часовом, швейном производствах, в сфере управления и т. п.);

IIб —работы с интенсивностью энергозатрат 121...150ккал/ч (140...174 Вт), производимые сидя, стоя или связанные с ходьбой и сопровождающиеся некоторым физическим напряжением (в полиграфической промышленности, на предприятиях связи, контролеры, мастера на производствах и т. п.);

IIа —работы с интенсивностью энергозатрат 151...200ккал/ч (175...232 Вт), связанные с постоянной ходьбой, перемещением мелких (до 1 кг) изделий или предметов в положении стоя или сидя и требующие определенного физического напряжения (в механосборочных цехах машиностроительных предприятий, на прядильно-ткацком производстве и т. п.);

IIб —работы с интенсивностью энергозатрат 201...250 ккал/ч (233...290 Вт), связанные с ходьбой, перемещением и переноской тяжестей до 10 кг и сопровождающиеся умеренным физическим напряжением (в механизированных, литейных, прокатных, кузнечных, термических, сварочных цехах машиностроительных и металлургических предприятий и т. п.);

III — работы с интенсивностью энергозатрат более 250 ккал/ч (более 290 Вт), связанные с постоянными передвижениями, перемещением и переноской значительных (свыше 10кг) тяжестей и требующие больших физических усилий (в кузнечных цехах с ручной ковкой, литейных цехах с ручной набивкой и заливкой опок машиностроительных и металлургических предприятий и т. п.).

В основу классификации работ по тяжести и напряженности положена градация степени утомления по виду кривой работоспособности.

Утомление — снижение работоспособности, возникающее в результате выполнения труда большой тяжести, напряженности или продолжительности и выражающееся в количественном и качественном ухудшении его результатов.

Рис. 3.1. Периоды изменения работоспособности в течение рабочей смены:

I и IV — врабатываемость; II и V — устойчивая работоспособность; III и VI — снижение работоспособности; VII — "конечный порыв"


Утомление представляет собой обратимое физиологическое состояние. Однако, накапливаясь, оно может переходить в качественно другое состояние — переутомление, характеризующееся более стойким снижением работоспособности. В обоих состояниях повышается уровень травматизма, а при переутомлении в некоторых случаях могут возникнуть болезни и понизиться сопротивляемость организма различным инфекциям.

Каждой определенной работе соответствует индивидуальный характер изменения кривой работоспособности. На рисунке 3.1 изображена кривая нормального вида, соответствующая легким работам. Работы средней тяжести и напряженности характеризуются ранним наступлением утомления, снижением производительности и утратой плавности врабатывания.

При тяжелых работах нарушается координационная функция центральной нервной системы в связи с утомлением. Это состояние принимает застойный характер и переходит в переутомление. Период устойчивой работоспособности отсутствует. Падает производительность труда, растет число бракованных изделий.

К биологическим критериям тяжести и напряженности труда кроме утомления относят заболеваемость работающих.

Существует гигиеническая классификация труда (Р 2.2.155—99), в основу которой положены факторы производственной среды, трудового процесса и степень их влияния на здоровье и работоспособность людей. Она включает в себя четыре класса.

Класс 1 — оптимальные условия труда, характеризующиеся сохранением здоровья работающих и созданием предпосылок для поддержания высокого уровня работоспособности. Параметры микроклимата и факторы трудового процесса находятся в оптимальных пределах, неблагоприятные факторы либо отсутствуют, либо не превышают уровни, принятые в качестве безопасных для населения.

Класс 2 — допустимые условия труда, при которых соблюдаются установленные гигиенические нормативы для рабочих мест, а возможные изменения функционального состояния организма восстанавливаются во время регламентированного отдыха или к началу следующей смены. Допустимые условия труда условно относят к безопасным.

Класс 3 — вредные условия труда, при которых производственные факторы превышают гигиенические нормативы и неблагоприятно воздействуют на организм работающего.

Класс 4 — опасные (экстремальные) условия труда, характеризующиеся такими условиями производственных факторов, воздействие которых в течение рабочей смены или ее части создает угрозу для жизни, высокий риск развития острых профессиональных поражений, в том числе и тяжелых форм.

Условия труда третьего класса в зависимости от уровня превышения гигиенических нормативов и выраженности изменений в организме работающих подразделяют на четыре степени вредности:

степень 1 (3.1) — отклонения уровней вредных факторов от гигиенических нормативов вызывают функциональные изменения организма, восстанавливающиеся, как правило, при более длительном, чем к началу следующей смены, прерывании контакта с вредными факторами, и увеличивают риск повреждения здоровья;

степень 2 (3.2) — уровни вредных факторов вызывают стойкие функциональные изменения, приводящие в большинстве случаев к увеличению производственно обусловленной заболеваемости. Это проявляется в повышении уровня заболеваемости работников, появлении начальных признаков или легких форм профессиональных заболеваний, возникающих после продолжительной экспозиции (15 лети более);

степень 3 (3.3) — условия труда, характеризующиеся такими уровнями вредных факторов, воздействие которых чаще всего приводит к развитию профессиональных болезней легкой и средней степени тяжести, связанных с потерей профессиональной трудоспособности, росту хронической (производственно обусловленной) патологии, включая повышенный уровень заболеваемости работников;

степень 4 (3.4) — условия труда, при которых могут возникать тяжелые формы профессиональных заболеваний с потерей общей трудоспособности, отмечается значительный рост числа хронических заболеваний, наблюдается высокий уровень заболеваемости работников.

Интеллектуальный труд можно подразделить на монотонный, связанный с однообразием выполняемых функций, и творческий — с принятием разнообразных решений и выработкой новой информации.

Умственный труд характеризуется его напряженностью. Мышечная активность понижена. Напряженность умственного труда зависит прежде всего от того, какие требования предъявляют к функции внимания, а ее определяют числом производственно-важных объектов, за которыми нужно одновременно наблюдать, длительностью сосредоточенного наблюдения, числом поступающих сигналов в единицу времени. К важным критериям напряженности относят эмоциональное напряжение, величину нагрузки на органы слуха и зрения, степень монотонности труда.

Наиболее напряженным считают труд операторов, связанный с решением сложных задач в условиях дефицита времени и информации, повышенной производственной ответственностью, личным риском, ответственностью за безопасность других лиц.

К физиологическим показателям оценки напряженности труда относят:

частоту сердцебиений (недопустимо превышение допустимого значения более чем на 28 ударов в 1 мин);

ритмичность сердцебиений;

артериальное давление (недопустимо превышение верхней границы более чем на 30 мм рт. ст., нижней — на 15 мм рт. ст.); частота дыхания, которая не должна быть выше значения частоты дыхания в состоянии покоя (от 7 до 22) более чем на 30 циклов в минуту.

Многообразные формы трудовой деятельности подразделяются на физические и умственный труд.

Физический труд характеризуется повышенной нагрузкой на опорно-двигательный аппарат, сердечно - сосудистую и дыхательную системы. Развивая мышечную силу и стимулируя обменные процессы в организме, он социально неэффективен, так как имеет низкую производительность (фундамент здания – котлован; погрузка породы вручную).

В современных условиях чисто физический труд встречается крайне редко.

Классификация физического труда:

1. Труд, требующий значительной мышечной активности. Немеханизированный труд.

2. Труд, связанный с полуавтоматическим и автоматическим производством (конвейерные линии). Он характеризуется однообразием, монотонностью, снижением физических нагрузок с одновременным увеличением скорости и точности движений. У человека рассеивается внимание и быстро наступает утомление.

3. Труд, связанный с дистанционным управлением. Для него характерно сочетание умственной деятельности с многочисленными движениями, не требующими больших физических нагрузок. Общая нагрузка распределяется более равномерно (пульты управления энергетическими системами).

Умственный трудсвязан с приемом и переработкой информации, что требует активизации процессов мышления. Для него характерно снижение двигательной активности, приводящее к ухудшению обменных процессов и развитию сердечно – сосудистой патологии (гипокинезия).

Формы умственного (интеллектуального) труда:

1. Операторский труд характеризуется большой ответственностью и высоким нервно – эмоциональным напряжением (авиадиспетчера).

2. Управленческий труд. Характерен большим объемом поступающей информации, дефицитом времени для ее переработки и принятия решений, повышенной личной ответственностью за принятые решения, периодическим возникновением конфликтных ситуаций. (директора предприятий, АО и т.д.)



3. Творческий труд научных работников, конструкторов, писателей, композиторов, художников и др. требует большого объема памяти, внимания, что приводит к повышению нервно – эмоционального напряжения.

4. Труд преподавателей, учащихся, студентов характерен напряжением таких психических функций как память, внимание, восприятие, наличие стрессовых ситуаций (зачеты, экзамены).

Творческий труд является наиболее сложной формой трудовой деятельности.

2. Классификация видов труда по тяжести и напряженности.

Классификация видов труда по тяжести и напряженности – определяет очередность проведения оздоровительных мероприятий, позволяет сравнивать различные формы труда и устанавливать доплаты за вредные и тяжелые условия труда.

Для оценки условий труда принята следующая классификация по степени вредности, опасности и напряженности:

1 класс – оптимальные условия труда обеспечивают максимальную производительность и минимальную напряженность организма (односложная работа, отсутствие вредных веществ, шума, вибраций, электромагнитные излучения в пределах фона).

2 класс – допустимые условия труда – не должны нарушать условия человека.

При оценке допустимости вредных факторов на организм человека исходят из биологического закона Вебера – Фехнера, который в общем виде можно записать: L = 10 lg * R/R 0

L – величина ощущения; R – величина раздражителя; R 0 – порог ощущений, т.е. минимальная энергия раздражителя, характеризующая начало ощущения.

3 класс – вредные и опасные условия труда характеризуются некоторым превышением допустимых норм.

Например: превышение ПДК ядовитых веществ в 2 -4 раза, запыленности в 2 – 5 раз и т.д. При этом обязательно применяют индивидуальные средства защиты.

За вредные и тяжелые условия труда устанавливают сокращенный рабочий день и доплаты.

Влияние барометрического давления на процессы дыхания и самочувствие человека

Наличие О 2 во вдыхаемом воздухе является необходимым но не достаточным условием для обеспечения жизни человека. Интенсивность диффузии О 2 в кровь определяется парциальным давлением кислорода в альвеолярном воздухе.

Наиболее успешно диффузия О 2 в кровь происходит при парциальном давлении О 2 в пределах 95-120 мм рт. ст., т.е. при нормальном барометрическом давлении. Изменения этих пределов (95-120) приводит к затруднению дыхания и увеличению нагрузки на сердечно – сосудистую деятельность.

На высоте 2-3 км (Р О2 ≈ 70 мм рт. ст.) насыщения крови О 2 снижается и вызывает усиление деятельности сердца и легких. Пребывание на этой высоте не сказывается на его здоровье, и она называется зоной достаточной компенсации.

С высоты 4 км (Р О2 ≈ 60 мм рт. ст.) диффузия О 2 из легких в кровь снижается до такой степени, что несмотря на большое содержание О 2 = 21%, может наступить кислородное голодание – гипоксия. Признаки – головная боль, головокружение, замедленная реакция, нарушение нормальной работы органов слуха и зрения, нарушение обмена веществ.

Исследования показали, что удовлетворительное самочувствие человека при дыхании воздухом сохраняется до высоты 4 км, а при дыхании чистым кислородом до высоты ≈ 12 км.

При выполнении кессонных и глубоководных работ увеличивается парциальное давление О 2 и N 2 , что приводит к перенасыщению (сатурации) организмом этими газами через легкие и частично через кожу.

Химически активный О 2 быстро поглощается организмом и его токсическое действие наступает лишь при больших давлениях ≈ 14 атм. Инертный N 2 поступает в кровь, и остается там в виде физиологического раствора. При нормальном давлении N 2 в крови – 1,2 см 3 на 100 см 3 крови. С повышением давления содержание увеличивается при 3 атм. → 3 см 3 на 100 см 3 .

При выполнении кессонных работ различают три периода:

1. Повышение давления – компрессия;

2. Работа при повышенном давлении;

3. Понижение давления - декомпрессия.

Наиболее опасным является период декомпрессии. Опасность в следующем. Так как за 4 часа работы в кессоне при повышенном давлении наступает полное насыщение организма N 2 .

В процессе декомпрессии, вследствие падения парциального давления происходит десатурация азота через кровь и легкие. При давлении 1,25 атм. десатурация безболезненна, при более высоком давлении и при быстрой декомпрессии они могут привести к кессонной болезни.

При этом образуются крупные пузырьки свободного газа (эмболы), возникают значительные силы сцепления между ними и стенками сосудов. Происходит откупорка сосудов, нарушение кровообращения, нарушение питания тканей О 2 , болевые ощущения.

Кессонная болезнь тем сильнее, чем быстрее переход от повышенного давления к нормальному. Развитию кессонной болезни способствует переохлаждение и перегревание организма.

Понижение температуры приводит к сужению сосудов, замедление кровообращения, что замедляет удаление азота (его десатурация). При высокой температуре наблюдается сгущение крови и замедление ее движения, что ускоряет процесс сатурации. Давление в кессоне не более 3,5 атм.

Лекция № 3

1. Влияние тепловых излучений и избыточного тепла на организм. Тепловой баланс организма и основы терморегуляции.

2. Характеристика тепловых излучений.

3. Понятие об охране труда и ее задачи.

4. Производственный травматизм и проф.заболевания.

Различают труд физическую, когда преобладает работа мышечной системы, и умственную, когда основная нагрузка падает на ЦНС, ее высшие отделы.

Разделение труда на физическую и умственную является условным, поскольку любая деятельность человека не может осуществляться без участия высших отделов ЦНС, так же как любая умственная деятельность не может происходить без участия мышечной системы.

В трудовой деятельности человека на современном производстве преобладают функции управления, контроля, наблюдения, предъявляет требования к умственной деятельности (восприятие и переработка информации, решение логических задач и т.д.). Физическое усилие, как правило, сводится к движениям, связанных с управлением пультами машин, механизмов, перемещением тела в пространстве и поддержанием определенной рабочей позы.

Мышечная деятельность, в свою очередь, может быть связана с работой мышц, сопровождающееся изменением длины мышечных волокон и перемещением тела или его частей, а вместе с ними орудий и предметов труда. Такая мышечная деятельность получила название динамической работы. Различают положительную динамическую работу, когда движение осуществляется в направлении, противоположном действию силы тяжести (поднятия груза), и отрицательную, когда движение осуществляется в направлении действия силы тяжести (опускание груза).

Мышечная работа, когда напряжение мышц поддерживается без изменения длины мышечных волокон, называется статической. При этом не происходит перемещение тела и его частей в пространстве. Благодаря статической работе мышц осуществляется поддержания груза в определенном положении, давление на рычаги управления, сохранение определенного положения тела и тому подобное.

Динамическая работа - это сложный цикл двигательных актов, которые являются основой трудовой деятельности. Физиологическая стоимость выполняемой работы определяется ее интенсивностью и продолжительностью. Она ставит требования не только к мышечной системы, но и в организм в целом - ЦНС, сердечно-сосудистой, дыхательной, выделительной систем и тому подобное.

Отрицательная динамическая работа других условий ставит меньше требований к организму, чем положительная. Работа при опускании груза составляет примерно 50% работы во время его поднятия.

Статическая мышечная работа заключается в произвольном и длительном сокращении мышц. При этом в двигательный центр, регулирующий деятельность соответствующих групп мышц, непрерывно поступает поток импульсов, достаточно быстро вызывает истощение его функционального потенциала и разложения усталости. Статическое напряжение мышц вызывает также механическое сжатие кровеносных сосудов, препятствует кровообращению и снижает функциональные возможности соответствующих групп мышц.

Описанные виды трудовой деятельности человека не всегда могут четко охарактеризовать разнообразие ее видов на современном этапе развития производства. В связи с этим были предложены другие классификации, среди которых самой распространенной является следующая: труд, требующий значительной мышечной активности, механизированная, автоматизированная и полуавтоматизированный, групповая, связанная с дистанционным управлением и умственная интеллектуальный труд.

Формы труда, требующие значительной мышечной активности, (землекопа, кузнеца, лесоруба, косаря, грузчика) занимают сегодня ничтожно малую долю и относятся к отмирающих. Эти работы характеризуются высокой энергозатрат (более 21 кДж / мин). В работе участвует большинство скелетных мышц туловища и конечностей, способствует развитию и высокой степени тренированности ССС, ДС, мышечной системы. Однако стоит отметить низкую производительность этих форм труда. Так, при работах с затратой энергии более 25 кДж / мин отдых при оптимальном режиме должна составлять около 50% общего рабочего времени. Кроме того, одностороннее развитие мышечной системы, наряду с высокими физическими нагрузками, создает неблагоприятные условия для гармоничного развития личности. Итак, тяжелая мышечная работа не должна быть распространенной на современном производстве и может быть допустимой только в отдельных кратковременных ситуациях.

Механизированная труд является наиболее распространенной формой трудовой деятельности, к которой относятся профессии, связанные с работой, выполняемой с помощью машин, станков и другого оборудования (токарь, слесарь, шлифовщик, фрезеровщик и др.). Энергозатраты рабочих этих профессий составляют 10,5-21 кДж / мин. Работа характеризуется снижением мышечных усилий и повышением требовательности к точности и скорости движений. Программа действий при такой форме работы значительно усложняется. Основная нагрузка приходится на мелкие группы мышц. Работа сопровождается вынужденной рабочей позой. Повышается компонент умственной деятельности, связанный с необходимостью обслуживания сложной конструкции оборудования, используемого, а также умением читать чертежи и пользоваться технической документацией. Основными неблагоприятными факторами этого вида трудовой деятельности является монотонность в работе, нагрузка на мелкие группы мышц, вынужденная рабочая поза.

Формы труда, связанной с полуавтоматической работой на производстве, характеризуются полным исключением человека из процесса обработки предметов труда, выполняется механизмами. Задача рабочего состоит в выполнении простых операций по обслуживанию машин и агрегатов, подачи исходного материала и т.п., например работа, связанная с штамповкой деталей или изделий на полуавтоматах. Энергозатраты при выполнении такого рода работ колеблются в пределах 8-13 кДж / мин. Работа заключается в быстрых и точных движениях и характеризуется монотонностью, вынужденной рабочей позой, не требует высокой квалификации. Человек при такой форме работы становится словно придатком оборудования. С физиологической точки зрения такая работа заслуживает негативной оценки.

Основной профессии, связанной с автоматизированной работой, профессия наладчика, который выполняет работу по наладке, ремонту и надзора за работой автоматических линий. Работа требует высокой квалификации, поскольку нужно детально знать обслуживаемые агрегаты, решать сложные задачи при наладке и эксплуатации их, быстро реагировать и выполнять рабочие движения. При этом достаточно большую долю в рабочем времени может составлять время оперативного покоя.

Групповая работа характеризуется измельчением производственного процесса на мелкие операции, которые выполняются группой рабочих. Характерной особенностью групповой формы труда является синхронизация отдельных участков. Групповая работа при нерациональной организации может характеризоваться монотонностью, гиподинамией, вынужденной позой, упрощением и бессодержательность.

Работа с дистанционным управлением возникла в процессе автоматизации производства. При этой форме трудовой деятельности все процессы, которые происходят за технологическим процессом, регистрируются электронными приборами, кодируются и в виде сигналов подаются на пульты управления. Там их воспринимает, анализирует, разрабатывает решения и направляет соответствующие команды через органы управления (рычаги, кнопки, переключатели и т.п.) оператор. С физиологической точки зрения работа операторов характеризуется монотонностью, нервно-эмоциональным напряжением, гиподинамией, напряжением анализаторов, повышенной требовательностью к таким функциям, как внимание, память, скорость восприятия и переработки информации и тому подобное. Степень выявления этих неблагоприятных характеристик зависит от формы организации дистанционного управления, системы сигнализации и управления, параметров электронного оборудования, используемого.

Совершенствование форм дистанционного управления должно быть направлено на освобождение человека от роли оперативного звена путем использования системы саморегуляции и создания роботов. Подключение оператора к автоматическому оборудование проходит только в экстренных случаях, требующих устранения недостатков или внесения изменений в работу отдельных технологических этапов.

К интеллектуальным относятся профессии сферы материального производства (инженерно-технические работники, учетчики и др.) И вне его (работники науки, искусства, прикладных знаний).

Умственный труд характеризует низкие энергетические затраты (8- 8,2 кДж / мин), незначительная мышечная активность, отсутствие, как правило, четкого ограничения во времени рабочего состояния, сложность и изменчивость программ действия, большое количество переработанной информации, повышенные требования во внимание, памяти, эмоциональной сферы. Основными негативными характеристиками интеллектуального труда могут быть нервно-эмоциональное напряжение, гиподинамия, перенапряжение анализаторов и психических процессов.

 

 

Это интересно: