→ Снижение одн. Как уменьшить платежи по одн и заставить некоторых соседей себя возненавидеть

Снижение одн. Как уменьшить платежи по одн и заставить некоторых соседей себя возненавидеть

Интернет вещей уверенно «прописывается» в наших квартирах и охватывает своей «паутиной» все устройства, работающие от сети. С каждым годом его популярность только растет, а значит повышается и актуальность. Области применения интернета вещей неограничены: «умный» дом, «умная» медицина, «умная» безопасность, «умный» транспорт. «А как насчет такой обширной сферы, как ЖКХ?» – скажете Вы.

Проблема ОДН для жилищных хозяйств в 2017 году

Действительно, ведь проблемы в России в жилищно-коммунальном хозяйстве существовали всегда. Зачастую, некоторые проблемы просто невозможно было решить в силу технических особенностей и человеческого фактора. Одной из таких проблем является расчет и снижение ОДН. Все дело в том, что на практике, в показаниях между общедомовым расходом и суммой показаний квартирных счетчиков в многоквартирном доме, расхождения достигают 50% - 70%.

Но почему и откуда появляется столь высокая разница? Выделим основные причины высокого ОДН:

  • несвоевременная подача показаний жильцами;
  • неточность счетчиков или вовсе их отсутствие;
  • нормативы ОДН;
  • банальное воровство.

В Федеральном законе N176-ФЗ , говорится о том, что размер платы, включенный в квитанцию, за расходы на оплату ОДН (общедомовые нужды) с 1 января 2017 года не может превышать норматив потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды (от 1% до 5% от суммы счета).

Согласно Федеральному закону N176-ФЗ, который вступил в силу 1 января 2017 года, управляющие компании уже не могут перераспределить недоплату ОДН за энергоресурсы на жильцов.

Следовательно, управляющим компаниям сейчас необходимо внедрять решения для предотвращения потерь, связанных с недоплатой за энергоресурсы .

Снижение ОДН - технические решения

Существует множество технических решений для ЖКХ, как снизить ОДН: проводные системы, устройства на GPRS, по радиосигналу «умных домов». Но все они не лишены минусов, таких как:

  • сложность установки и нестабильная работы системы;
  • непродолжительное время работы от аккумулятора;
  • невысокая дальность действия устройства;
  • неточность показаний;
  • стоимость (и, как следствие, окупаемость).

Минусы значительные, согласитесь? Но тут-то и приходит на помощь Интернет вещей.

«ВАВИОТ» уже более двух лет успешно решает задачу дистанционного автоматического сбора показаний ЖКХ как с населения, так и с промышленных предприятий. Система «ВАВИОТ» является оптимальным и, во многих случаях, единственным работающим решением по автоматической передаче показаний ЖКХ в информационную систему.

В сравнении с другими технологиями, нацеленных на снижение ОДН, в системе «ВАВИОТ» все вышеперечисленные минусы сведены к минимуму:

Сравнение современных беспроводных технологий.

В основе решения «ВАВИОТ» лежит эффективный радиопередатчик, который, кстати, компания разрабатывает и внедряет в электросчетчики, счетчики газа и воды самостоятельно.

Он обладает существенными ключевыми плюсами, которые помогут не только снизить ОДН, но и значительно свести ручной труд человека к минимуму:

  • может до 10 лет работать от встроенной батареи;
  • передает показания со счетчика по радиоканалу в систему;
  • информация из системы может быть передана управляющим компаниям в виде отчетов, в любую информационно-расчетную систему, в том числе в ГИС ЖКХ, что существенно упрощает процесс расчета ОДН;
  • система позволяет осуществлять контроль за услугами ЖКХ на всех уровнях от квартиры и дома, до города и региона.

Устройства «ВАВИОТ» передают показания в личный кабинет клиента через базовую станцию, где они обрабатываются и предоставляются в удобном для пользователя виде. Обратный канал позволяет управлять отдельными приборами удаленно.

Данное преимущество по снижению ОДН является результатом сведения к минимуму процесса настройки диспетчеризации – любой установщик справится с подключением счетчика «ВАВИОТ». Неплохо, не правда ли? Рассмотрим, как работает сама система «ВАВИОТ».

Как работает система диспетчеризации «ВАВИОТ»?

Подход, используемый для передачи данных в сети «ВАВИОТ», очень похож на принцип работы сотовых сетей.

И самое важное - система работает исключительно просто. Подключаете счетчик, и через считаные секунды система автоматически начинает передавать данные в облачный сервис «ВАВИОТ.Онлайн». Больше никаких сложностей с настройкой и нестабильной работы системы.

Как работает система «ВАВИОТ».

Если рассматривать на конкретном примере, то после внедрения системы в многоквартирном доме, график снижения ОДН выглядел так:

Расходы ОДН после внедрения системы «ВАВИОТ».

В итоге: в контрольном доме в среднем за месяц ОДН снизился - практически в 10 раз (с 15% до приемлемой величины в 1.5%). Превышение нормативов ОДН исключено, как и разница, возникавшая из-за несвоевременной подачи показаний, а потери по причине человеческого фактора сведены к нулю: все показания поступают в личный кабинет. Средняя окупаемость внедрения системы для отдельного дома 6-12 месяцев.

Так как снизить ОДН?

Стоит ли переходить на систему «ВАВИОТ» каждый решает, конечно же, сам. Со своей стороны скажу, что технология более чем доказала свою эффективность в снижении ОДН. Опыт многих ЖК, которые уже используют систему диспетчеризации на базе оборудования «ВАВИОТ», говорит только о самых положительных результатах.

«Хотели как лучше, а получилось как всегда»- это бессмертное высказывание Виктора Степановича Черномырдина замечательно определяет суть применения действующих норм законодательства в сфере ЖКХ.

Никто не может упрекнуть меня в любви к нашей Партии и Правительству, но я должен отметить, что на самом деле многие законы и постановления в сфере ЖКХ действительно направлены на помощь собственникам помещений в жилых домах в реализации их прав и на уменьшение их расходов. Просто эти законы и постановления подразумевают, что все мы их будем дружно их выполнять, совершенно не учитывая наш замечательный народный менталитет и смекалку. А учитывая низкую правовую грамотность населения и его веру в любые истины, высказанные любым квазивышестоящим лицом (например, старшим по дому) или СМИ (там вседа истинная правда!), эти законы и постановления, в которых разберется далеко не каждый юрист, стали просто орудием издевательства над собственниками помещений и вымогательства из них денег. Говорить об этом можно много, но сейчас мы будем разбирать только вопрос с ОДН- затратами на общедомовые нужды по электричеству в домах, снабженных коллективными приборами учета электроэнергии. Там где такого коллективного учета нет, платежи осуществляются по нормативам, о справедливости которых я говорить не хочу.

Кто является выгодоприобретателем от больших платежей по ОДН в таком доме. 99% жильцов отвечают, что это управляющая компания и/или поставщики электроэнергии в виде Санкт-Петербургской сбытовой компании и/или Омскэлектро. На самом деле это абсолютно не так!

Начнем с разборок, что такое ОДН? Расшифровка проста- Общественные Домовые Нужды. Пункт 40 «Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (утверждены Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354; далее по тексту-Правила) четко формулирует связь между ОДН и содержанием общего имущества дома— «Потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме (за исключением коммунальной услуги по отоплению) вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме (далее — коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды).»

Т.е. это лампочки на лестницах, энергия потребляемая насосами теплового узла, наружное освещение дома и прочее тому подобное необходимое потребление. Казалось бы на доме не так много таких цепей- поставил счетчик, замерил, разделил на всех и нет проблем. Но, Правила в расчете на общую ответственность собственников помещений сформулировали вопрос оплаты ОДН так, что это привело к коллективному их наказанию за безответственность отдельных собственников.

В переводе с юридического на простой язык это значит, что берутся показания общедомового счетчика, из него вычитаются суммы показаний счетчиков, которые установлены в квартирах жильцов и нежилых помещениях, потом вычитаются суммы нормативных расходов электроэнергии для жильцов, у которых нет счетчиков, а остаток делится на всех пропорционально площади помещений. Т.е. поставщики коммунальной услуги (УК или СПБ сбытовая компания) получат только то, что им полагается по общедомовому счетчику, а распределение сумм по ОДН происходит исключительно между собственниками помещений

Рассмотрим на примере гипотетической пятиэтажки без электроплит и лифта. Для простоты примем, что все квартиры одинаковы –двухкомнатные по 40 кв.м. (всего 80 квартир) с высотой потолка до 2,7 м.; в каждой живет по 3 человека. До с января по 1.07.2016 норматив потребления для такой квартиры составит 95 квт/мес- для трех человек: 285 квт- это не очень много, обычно тратится больше.

Предположим, что у половины жильцов есть квартирные счетчики, у половины их нет, но все одинаково потратили по 285 квт. Предположим, что реальных расходов на ОДН нет- все лампочки разбиты, а насосы сгорели J Общедомовой счетчик в этом случае покажет 80х285=22800 квт.

По приведенным выше формулам каждый собственник заплатит только за свои 285 квт, а ОДН будет равен 0. Действительно, для каждой квартиры ОДН=(22800-40*285-40*285)*40/3200=0.

Реально поровну ни у кого не будет и, кроме того, зимой включаются калориферы, которые потребляют много энергии. Будем считать, половина собственников со счетчиками потребила 285 квт, а вторая половина 370 квт и аналогичное потребление у жильцов без счетчиков. Суммарное потребление на весь дом в этом случае СОДН=(20*285+20*370+20*285+20*370-20*285-20*370-40*285)=1800 квт/ч.

Смотрите- на ОДН реально ничего не потратилось, а 1800 квт/ч появилось. Посмотрим, кто и как его заплатит.

Каждый собственник с квартирным счетчиком получит добавок к потраченному по счетчику в виде 22,5 квт/ч и такой же добавок получит собственник без счетчика, потребивший энергию по нормативу. А вот собственник без счетчика, реально потребивший 370 квт получит счет только на 285+22,5=307,5 т.е. он «сэкономил» 62,5 квт. А на реальное ОДН при этом не ушло ни копейки…

Т.к. поставщик коммунальных услуг (УК или ОЭК) получит только то, что ему причитается по общедомовому счетчику, то бенефициаром (выгодоприобретателем) стал собственник квартиры без счетчика, употребивший электричества более положенной ему нормы. А выгода пошла ему за счет остальных жильцов!

Партия и Правительство приняло очень хороший закон (редко случается!), обязывающий всех собственников во избежание такой ситуации ставить счетчики электричества, ХВС и ГВС, причем с возможностью получения пятилетней рассрочки платежа за его установку. Только на это закон многие собственники клали то, что могут положить, т.к. никакой административной ответственности за его нарушение не предусмотрено. Государство все время повышает нормы потребления, чтобы экономическим путем стимулировать установку счетчиков, но т.к. эти славные соседи потребляют электричества больше норм (а иногда на очень большие суммы) то им это стимулирование фиолетово барабанно. А платят за них остальные.

Так же государство стимулирует управляющие компании следить за ОДН. Однако не все управляющие компании и/или ТСЖ являются исполнителями коммунальной услуги- по электричеству в большинстве случаев им является Санкт-Петербургская энергосбытовая компания, которую предоставляет ОЭК. До 1.07.2016 собственники могли не платить за превышение ОДН над нормами потребления ОДН, если исполнителем являлась УК (ТСЖ) и не было принято решение собрания собственников, освобождающее УК (ТСЖ) от обязанности оплачивать это превышение. А вот если исполнитель – поставщик, то на него эта норма не распространялась. Теперь, с 1.07.2016 – распространяется тоже.

44. Размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, за исключением коммунальной услуги по отоплению, определяется в соответствии с формулой 10 приложения N 2 к настоящим Правилам.

При этом распределяемый в соответствии с формулами 11 — 14 приложения N 2 к настоящим Правилам между потребителями объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, не может превышать объема коммунальной услуги, рассчитанного исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, за исключением случаев, когда общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, проведенным в установленном порядке, принято решение о распределении объема коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения.

Люди , будьте бдительны- не давайте провести такое «замечательное» решение- пусть за превышение платят УК или поставщики. А если уже такое решение принято- инициируйте собрание с отменой этого решения!

Это немного облегчает, но не решает проблему. Надо все таки добиться чтобы счетчики стояли в каждой квартире. Как этого добиться? Конечно можно подать в суд на каждого соседа- но тут придется здорово поработать. А почему должен работать я, когда у нас есть лицо, отвечающее за содержание общего имущества?! Ведь не забывайте- юридически плачу то я за ОДН!

Теперь к сути моего иска. Мне за долги отдали квартиру, в которой никто не живет. Внаем я ее не сдаю, квартира стоит пустая. Т.е. я не потребляю ни одного киловатта электроэнергии, но все время я осуществляю значительные платежи на общедомовые нужды (ОДН) по электроэнергии. Так, в январе 2016 года мне пришлось оплатить 221,44 руб, в феврале 2016 г. 167,67 руб, в апреле 2016 г. 125,74 руб. При этом месячный норматив потребления коммунальных услуг по электроснабжению на общедомовые нужды при наличии технической возможности установки коллективных (общедомовых), индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета, установленный приложением N 2 к приказу РЭК Омской области от 17 декабря 2014 г. N 537/74 для площади общих помещений всего здания на январь-июнь 2016 г. составляет 3 396,87 квт/ч*мес ((3894,20-3273,20)*5,47), в то время как в квитанциях ОЭК потребление на ОДН изменяется от 4469 до 7870 квт/ч, причем, как видно из квитанций, потребление ОДН составляет 20-35% от общего потребления по всему дому. Такие платежи (являются следствием того, что во многих квартирах (в том числе и в моей) не установлены индивидуальные (квартирные) приборы учета электроэнергии. Предположим, что индивидуальным счетчиком будет оборудована только моя квартира. Т.к. в квартире никто не проживает, то для нее как до установки счетчика (т.к. в квартире проживает 0 человек), так и после (т.к. никто не потребляет энергию). Т.е. от установки только моего счетчика не изменились бы никакие величины в формулах подсчета и, следовательно, мне пришлось бы по прежнему платить завышенные величины ОДН.

Я ничего не имею против «Жилищника-3» — им просто не повезло, что они обслуживают наш дом. Но ведь я от них, как будет показано дальше, не требую их законных денег- я требую, чтобы они шевелились и организовали установку счетчиков за счет жильцов- тех, у кого их нет. Я даже обещал не брать с них деньги за процесс, если они не затянут его до моего отпуска 12.09 и мне не придется нанимать представителя. Но иск, основанный на следующих соображениях уже подал.

Согласно части 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме.

« Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме», утвержденными Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 (п.10 подпункт «ж») определено, что общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем: ж) соблюдение требований законодательства Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.

Как предусмотрено подпунктом «и» пункта 11 Правил N 491, содержание общего имущества в зависимости от его состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния, а также от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя проведение обязательных в отношении общего имущества мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенных в утвержденный в установленном законодательством Российской Федерации порядке перечень мероприятий.

Отношения по энергосбережению, повышению энергетической эффективности регулирует Федеральный закон от 23.11.2009 N 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Согласно части 4 статьи 12 названного Закона в целях повышения уровня энергосбережения в жилищном фонде и его энергетической эффективности в перечень требований к содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме включаются требования о проведении мероприятий по энергосбережению, повышению энергетической эффективности многоквартирного дома. В соответствии с установленными Правительством Российской Федерации принципами органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, подлежащих проведению единовременно и (или) регулярно. Лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома, обязано проводить мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенные в утвержденный перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением случаев проведения указанных мероприятий ранее и сохранения результатов их проведения. Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны нести расходы на проведение указанных мероприятий

В соответствии с пунктом 4 статьи 7 указанного Закона установление перечня обязательных мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме относится к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области от 30.01.2015 г. N 5-п утвержден «Перечень обязательных мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, включаемых в состав обязательных требований к содержанию общего имущества в многоквартирном доме.» В перечень мероприятий для многоквартирных домов, имеющих класс энергоэффективности D, E, и для которых класс энергоэффективности не определен (к которым относится мой дом) вошли работы

Для системы отопления и горячего водоснабжения — Установка индивидуального (квартирного) прибора(ов) учета энергоресурсов – ежегодно при подготовке к отопительному сезону

Для системы электроснабжения — Установка индивидуального (квартирного) прибора учета электрической энергии класса точности не менее 2,0 — ежегодно при подготовке к отопительному сезону.

С учетом правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 29.09.2010 г. N 6464/10, все текущие, неотложные, обязательные сезонные работы и услуги считаются предусмотренными в договоре в силу норм содержания дома как объекта и должны осуществляться управляющими организациями независимо от того, упоминаются ли в договоре соответствующие конкретные действия и имеется ли по вопросу необходимости их выполнения особое решение общего собрания собственников помещений в доме.

Таким образом, после вступления в силу Федерального закона от 23.11.2009 г. N 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и издания Приказа Министерства строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области от 30.01.2015 г. N 5-п об утверждении «Перечня обязательных мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, включаемых в состав обязательных требований к содержанию общего имущества в многоквартирном доме» работы по установке индивидуальных (квартирных) приборов учета энергоресурсов в помещениях многоквартирного жилого дома за счет собственников помещений отнесены к обязательным работам по содержанию жилого дома и должны осуществляться независимо от того, имеется ли по вопросу необходимости их выполнения особое решение общего собрания собственников помещений в доме.

Независимо от действий собственников многоквартирного дома управляющая организация как лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома и установку приборов учета используемых энергетических ресурсов, обязана принять все необходимые меры для соблюдения требований законодательства об энергосбережении .

В связи с вышеизложенным, прошу суд обязать ООО » Управляющая компания Жилищник- 3″ на основании п.4. ст. 12 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ и Приказа Министерства строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области от 30.01.2015 г. N 5-п произвести установку индивидуальных (квартирных) приборов учета энергоресурсов (электроэнергии) в тех помещениях многоквартирного жилого дома, где они отсутствуют за счет собственников этих помещений до начала отопительного сезона 2016-2017 годов.

Есть как минимум два способа исполнения решения суда в случае удовлетворения исковых требований. Любой из этих способов требует оповещения собственников с указанием на решение суда и их обязанности нести расходы на установку индивидуальных приборов учета, а так же на их право самостоятельно произвести установку индивидуальных приборов учета до момента исполнения решения суда. Так же в любом случае необходимо запросить у исполнителя коммунальной услуги список собственников, не имеющих приборов индивидуального учета.

1. Согласно п. 3.1.1 Договора управления многоквартирным домом от 30.03.2011 управляющая компания обязуется представлять законные интересы Собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе в отношениях с третьими лицами. Согласно п. 3.1.2. управляющая компания обязуется в интересах Собственников заключать с Исполнителями договоры о поставке Собственнику энергоресурсов, необходимых для использования помещения по назначению, жизнеобеспечения собственника, а так же для поддержания многоквартирного дома, в котором находится принадлежащее Собственнику помещение в надлежащем техническом состоянии. Согласно п. 3.2.6. управляющая компания имеет право осуществлять другие права, предусмотренные действующим законодательством РФ, Омской области и актами органов местного самоуправления, регулирующими отношения по техническому обслуживанию, техническому ремонту, санитарному содержанию многоквартирного дома и предоставлению коммунальных услуг.

В соответствии с Федеральным законом от 23.11.2009 N 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» собственники жилых домов, собственники помещений в многоквартирных домах были обязаны установить и ввести в эксплуатацию приборы учета до 1 июля 2012 г. При этом многоквартирные дома должны быть оснащены как коллективными (общедомовыми) приборами учета воды, тепловой энергии, электрической энергии, так и индивидуальными, общими (для коммунальной квартиры) приборами учета воды и электрической энергии. Пунктом 9 определено:

С 1 июля 2010 года организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют. Указанные организации не вправе отказать обратившимся к ним лицам в заключении договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют. Цена такого договора определяется соглашением сторон. За просрочку исполнения обязательства по установке, замене и (или) эксплуатации этих приборов учета указанные организации уплачивают потребителю за каждый день просрочки неустойку (пени), определяемую в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день исполнения обязательства, но не более чем в размере цены выполнения работ, оказания услуг по договору. Порядок заключения и существенные условия такого договора утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Договор, регулирующий условия установки коллективного или индивидуального (общего для коммунальной квартиры) прибора учета используемого энергетического ресурса (снабжение которым или передачу которого осуществляют указанные организации) и заключаемый с гражданином — собственником жилого дома, дачного дома или садового дома либо уполномоченным им лицом, с гражданином — собственником помещения в многоквартирном доме или лицом, ответственным за содержание многоквартирного дома , в целях выполнения ими обязанностей, предусмотренных частями 5 — 6.1 настоящей статьи, должен содержать условие об оплате цены, определенной таким договором, равными долями в течение пяти лет с даты его заключения, за исключением случая, если потребитель выразил намерение оплатить цену, определенную таким договором, единовременно или с меньшим периодом рассрочки. При включении в такой договор условия о рассрочке в цену, определенную таким договором, подлежит включению сумма процентов, начисляемых в связи с предоставлением рассрочки, но не более чем в размере ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день начисления, за исключением случаев, если соответствующая компенсация осуществляется за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета.

Организацией, которая осуществляет снабжение электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которой имеют непосредственное присоединение к сетям дома является Акционерное Общество «Омскэлектро» (г. Омск, 644027 ул. Лизы Чайкиной, д.8) и оно по обращению собственника помещения или лица, имеющего право представлять собственника помещения обязона осуществить установку индивидуального прибора учета, в том числе и с рассрочкой на 5 лет.

Т.е. у ответчика имеются все правовые основания для заключения договора установки индивидуальных приборов учета от имени собственников за их счет с Акционерным Обществом «Омскэлектро», г. Омск, 644027 ул. Лизы Чайкиной, д.8.

2. Так же ответчик может обратиться к любой организации производящей установку приборов индивидуального учета и оплатить их установку с последующим взысканием расходов с собственников. Конечно, это требует некоторой работы: как по организации установки, так и по взысканию расходов. Однако необходимость проведения работы не является основанием для неисполнения обязанностей, возложенных на ответчика законом. Примерная стоимость установки индивидуального прибора учета составит 3000 рублей.

Как видно из расчетов, я заплачу 3 000 рублей за счетчик и при нулевом потреблении окуплю его за 2 года, при сроке эксплуатации 10 лет. Хватит платить за соседей- пусть каждый платит сам за себя. А УК : таки да- придется еще немного поработать…

Здравый смысл, комплексный подход и беспроводная система сбора показаний счетчиков воды побороли небаланс и повысили собираемость за ЖКУ

Классические методы - полный провал

Проблема завышенного ОДН нас преследовала достаточно давно, но меры которые мы предпринимали оказывали, скажем так, несущественный эффект.

Раз в пол года мы честно делали обходы квартир, осматривали счетчики воды, уточняли количество прописанных. Честно скажу, в 60% случаев попасть в квартиру было проблематично. А в 35% вообще невозможно. В результате половина квартир оставались без должного осмотра.

Мы старались сподобить жильцов снимать и сдавать показания, если не день в день 25 числа, то хотя бы каждый месяц. Однако, по моим подсчетам 28% жильцов сдавали показания раз в несколько месяцев; 12% сдавали с запозданием до нескольких дней; 52% сдавали либо раньше либо вовремя; остальные не сдавали вообще. О точности показаний - отдельная история, чуть позже.

В случае с одним домом, таким способом еще как-то можно было повлиять на ситуацию, но в масштабах 5, а уж тем более 12 домов, задача просто нереальная.

Как вы уже поняли я человек, который любит точность. Это так. У меня высшее инженерное образование, у меня есть калькулятор, я полагаюсь на цифры и умею считать деньги. Именно поэтому я решил системно подойти к решению проблемы. И у меня это получилось, хотя, признаюсь не сразу.

8 причин высокого ОДН в МКД

Я решил собрать все причины вызывающие перерасход воды воедино и выработать комплексное решение. Вот, что у меня получилось.

1. Водосчетчики врут и порой нещадно

Известно, что погрешность водосчетчиков должна быть в пределах ±2%. Но на поверку, недорогие модели на стационарной установке отбраковываются чуть ли не в 50% случаев. У них погрешность доходит до 20% и более.

Если на счетчике воды при покупке стоят только нули, то скорее всего он не прошел калибровку на заводе и есть шанс, что его погрешность может быть сильно выше положенных 2%.

Естественно, жильцы ориентируются на стоимость приборов учета. Точность их волнует в последнюю очередь.

2. Водосчетчики перестают вести учёт потребления

Кроме инструментальной погрешности у каждого водосчетчика есть определенный порог чувствительности, выше которого прибор достаточно стабильно и точно считывает расход потребляемой воды. Но вот с расходом меньше порога чувствительности счетчики вообще могут не фиксировать потребление.

Так вот, при минимальных потоках воды дешевые приборы перестают работать. Такие потоки часто создаются неотрегулированной арматурой или подтеками сливных бачков унитазов, протечками в кранах, использованием бытовых фильтров воды: обратите внимание, например, как медленно поступает вода в трехступенчатый фильтр очистки питьевой воды.

Причем, чем больше срок эксплуатации, тем выше «экономичность» такого счетчика, для жильца, конечно.

По моим подсчетам, водосчётчики у нас «заливали» до 8% в ОДН ежемесячно. Причем, это не самый худший вариант. Я находил в интернете сообщения о 30-40% погрешности из-за приборов.

3. Норматив - не для «латексных квартир»

Тут нет секрета ни для кого. Прописан один, живут семеро, льют за дюжину.

Правды никто не скажет: «Брат, сват, приехал на три дня.»

В общем, в тех квартирах где плата за норматив стала повышаться, счетчики стали ставить. В «резиновых хатах» все осталось по старому. Им норматив выгоден.

В контрольном доме из-за превышения норматива у нас набегало 23% от ОДН!

4. Сроки подводят

Показания ОДПУ мы снимаем 25-го числа каждого месяца. А жильцы как захотят. Выше я приводил статистику по подаче показаний. Половина сдает, более менее вовремя. Остальные либо позже, либо раз в полгода, либо вообще не сдают.

Из-за такого раздрая, перерасчетов и средних начислений общедомовой расход увеличивался дополнительно и весьма прилично, в пик до 18% от ОДН.

5. «Льют и воруют» - классика

Это мой любимый пункт. Без лирики. Просто воруют.

В интернете полно инструкций по остановке водяного счетчика или уменьшения его показаний.

Переходники, врезки, пылесосы, магниты в арсенале некоторых жильцов значительно уменьшают показания ИПУ в меньшую сторону, а ОДН в большую.

6. Лже-показания или куриная слепота

Даже если показания сдают, то сдают с ошибками. Иногда жильцы делаю это непреднамеренно, а просто потому что у них плохое зрение, а в коробе стояка темно - им сложно снять точные цифры.

Но не забудьте про квартиросъемщиков, которые платят «по счетчикам», они часто занижают реальные показания водомеров вполне умышленно, а при контрольных проверках не открывают двери. Попасть в квартиру невозможно, узнать реальные показания тоже. В результате они повышают ОДН, моются и стираются за счет других жильцов. В городах-миллионниках где арендаторство процветает, проблема очень актуальна.

В итоге, манипуляции со счетчиками, ошибочные и заниженные показания в сумме могу составлять добрую половину от общедомового расхода воды. Особенно актуально это стало сейчас, когда тарифы повысили. Жильцы негласно пытаются восстановить справедливость путем остановки приборов учета и подачи ложных цифр.

7. «Обратная тяга»

Есть еще одна причина, имеющая сезонный характер. Перетекание из стояка в стояк. Особенно актуальна в летний период, когда отключают и сливают горячую воду. Если в квартире установлен нагреватель, то вход его врезается в магистраль холодного водоснабжения, а выход в горячего. Получается закольцовка при помощи которой можно разыграть следующую комбинацию: залить в магистраль ГВС холодной воды, просто открыл краны. Счетчик ХВС накрутит 10 кубов, а ГВС эти 10 отмотает назад. Учитывая то, что цена ГВС в 4 раз выше, получается неплохой профит.

8. Протечки и аварии

Чисто техническая проблема. Хронические протечки и утечки в случае аварии повышают ОДН. Да, господа, следите за состоянием магистралей.

Включаем голову, Эксель и Гугл

Итак, причины высокого ОДН собраны вместе.

Я сосредоточился на одном 240-квартирном доме, где можно было получить наиболее ясную по цифрам картину. Вот что из этого получилось.

Из графика видно, что расход по общедомовому прибору учета за 2014-2015 год превышает индивидуальное потребление на 15% в среднем за 8 месяцев. И это не самая худшая ситуация, так как в других домах показания ОДПУ превышали индивидуальное потребление на 20% и более.

Вообще для меня расход на ОДН свыше 4% уже повод задуматься и начинать принимать меры.

А вот как выглядела структура ОДН в нашем доме.

  • Больше половины ОДН возникает из-за манипуляций со счетчиками, заниженных показаний и перерасхода норматива в тех квартирах, где счетчики не стоят.
  • Порядка 8% - погрешность самих приборов учета. Сказывается износ и проблемы с сантехникой.
  • Несвоевременная сдача показаний и перерасчет в составе ОДН дают 15%.
  • И реальный расход на хозяйственные нужны составляет всего 10% от рассчитанного общедомового потребления, а это порядка 1.5-2% от общего потребления.

Вывод: 90% общедомового расхода воды, который поступает в квитанции жильцам возникает из-за прорех в учете. Причем больше половины расхода прилетает по вине недобросовестных жильцов.

Картина актуальна для большинства многоквартирных домов с высоким общедомовым потреблением.

Уменьшаем ОДН по всем фронтам

Собственно, из анализа видно, что проблема системная и решать её надо комплексно. Есть две крупные задачи: нейтрализовать пробелы в учете и минимизировать технические потери.

Закрываем дыры в учете

Самое простое решение проблемы, которое избавит от временного лага в сдаче показаний, воровства и фальсификаций - постоянно следить за расходом и самому снимать эти самые показания в каждой квартире.

Несколько дней поиска подходящего решения, и его удалось найти - «системы удаленного мониторинга счетчиков воды». Прямо так в гуле можно их найти.

Идея в том, что с каждого счетчика ежечасно снимаются показания и передаются к нам на ПК. Тут то мы и видим, кем и в каком объеме расходуется вода и какой при этом возникает небаланс. Статистика ежечасная, поэтому за сутки уже видно, если вдруг возникают расхождения.

Я пересмотрел несколько различных систем и парочку даже протестировал лично. Отпишу по каждой из них.

1. Проводные системы

К каждому счетчику тянут слаботочный кабель. По кабелю данные с приборов учета передаются на концентратор, который обслуживает множество приборов учета.

Отбросил этот вариант сразу. Тянуть кабеля - затея весьма сомнительная для уже построенного дома.

2. Без проводов на GPRS

На каждый счетчик воды вешается GSM-транслятор, который получает показания счетчика воды и передает их в личный кабинет на удаленном сервере.

Приемлемый, в принципе вариант, если бы не пара моментов:

  • прибор чувствительный к уровню сигнала, а в стояках с этим проблемы;
  • непродолжительное время работы от аккумулятора, максимум несколько дней, после чего показания могут обнуляться.

Стоимость варьируется от 4400 до 8300 руб. в зависимости от модели и возможностей.

3. Без проводов по радиосигналу «умных домов»

В умных домах, которые шпигуют электроникой используют свои беспроводные протоколы: ZigBee, ZWave, M-Bus заточенные именно для нужд этих домов.

Все круто. Есть уже готовые счетчики воды со встроенным радиомодулем, которые сразу передают показания. Монтировать достаточно просто и низкое энергопотребление, батарейки хватает на несколько лет.

Однако, есть чисто технологические недостатки. Так как протоколы эти разрабатывались для внутридомового использования, то передавать данные за пределы этажа они не могут. Дальность действия устройств всего 50 метров. А что бы передать данные дальше нужные дополнительные ретрансляторы, а они недешевы и сильно понижают надежность сети.

Кроме того, стоимость обслуживания такой системы зависит от конкретного интегратора, к которому придется быть привязанным весь срок службы системы.

Стоимость таких счетчиков воды в среднем 7000 - 8000 руб. А концентраторов от 14 000 рублей и выше.

В принципе, я склонялся к этому варианту для самых критичных домов, если бы не наткнулся на одну интересную технологию, которую применяют в Штатах, когда искал осколки зарубежного опыта.

4. Без проводов по радиосигналу LPWAN

За рубежом есть новая технология, которую используют именно для передачи данных телеметрии различных счетчиков на дальние расстояния до 40 км, причем устройства работают в течение 10 лет автономно, без внешнего питания.

Называется LPWAN - Low-power wide-area network, в переводе Энергоэфективная сеть большого радиуса действия.

Я вбил в поисковик «счетчики воды LPWAN» и получил неожиданный, но приятный ответ. Эта технология есть и в России, причем уже готовое решение для сбора показаний счетчиков воды - «СТРИЖ»

Принцип работы прост. К счетчику воды подключается либо LPWAN-модем, либо на магистраль ставится счетчик с уже встроенным радиомодулем «СТРИЖ». Никаких дополнительных телодвижений не требуется, а следовательно затрат на монтаж минимум.

Все данные передаются в личный кабинет с отображением по часам, дням, месяцам. Устанавливать отдельный сервер не нужно, информация «в облаке» и доступна с любого устройства через Интернет.

Решил поэксперементировать. Я взял модем на тест и проверил его работу у себя дома, подключив к своим импульсным счетчикам воды по инструкции. Через сутки увидел потребление у себя в квартире и сравнил с показаниями на приборах - сходится с точностью до 0.01 м³.

Стоимость модема «СТРИЖ» 2490 руб., а готового счетчика воды с радиомодулем «Аква-1» - 1590 руб.

Поработав калькулятором, я прикинул, что при удачном исходе СТРИЖ-система должна окупиться за год-полтора. С другими системами окупаемостью в ближайшие 2-3 года даже не пахло.

В итоге средняя окупаемость рассчитанная за 3 месяца работы вышла в 13,7 мес.

В других домах, где ОДН за 20%, она будет быстрее в 1.5 - 2 раза.

Минимизируем погрешность приборов учета

ОДН возникающий вследствие погрешностей самих приборов учета снижаем до минимума заменой или установкой водосчетчиков с максимальной чувствительностью и качеством исполнения, конечно, в рамках разумного бюджета.

Мы оповестили жильцов на будущее, что бы любые работы затрагивающие приборы учета согласовывались с нами, дали рекомендованный список счетчиков и объяснили к чему может привести использование дешевых моделей.

На этапе внедрения удаленного сбора показания мы убили двух зайцев, установив счетчики воды с дистанционной передачей показаний сразу в нескольких квартирах. Он имеет порог чувствительности 0.015 м³/час и хорошо подходит для квартирного учета, монтируется как обычный счетчик воды.

Важно! Параллельно с установкой новых приборов учета мы провели осмотр сантехники на предмет незначительных подтеков провоцирующих «расход утечек». А так же установили на каждый счетчик воды обратный клапан для исключения гидравлических потерь в системе, перетекание из стояка в стояк. Помните об этом!

В результате:

  1. Мы внедрили дистанционный сбор показаний во всех квартирах и с ОДПУ.
  2. В 38 квартирах установили счетчики с встроенными модемами, квартиры перевели с потребления по нормативу на потребление по счетчикам.
  3. В 148 квартирах старые водосчетчики были заменены на новые с возможностью дистанционной передачи показаний.
  4. В остальных квартирах где были счетчики с импульсным выходом и сроком работы до 3-4 лет к ним были подключены радиомодемы.
  5. Были установлены приборы учета в точках бесконтрольного расхода: туалет консьержа и выход из дома (кран для уборки и полива).
  6. Параллельно с установкой системы провели осмотр сантехники в квартирах, устранили хронические протечки в кранах и сливных бачках,
  7. Установили обратные клапаны на магистраль в каждой квартире.

Вся процедура у нас заняла в общей сложности полторы недели.

Как изменилась ситуация с ОДН? Кардинально!

Результаты были видны уже через несколько дней.

  • Потери, которые происходили по причине человеческого фактора были сведены к нулю. Все показания теперь поступают в личный кабинет нашей УК онлайн.
  • Превышение нормативного расхода так же было исключено так как жильцов перевели «на счетчик».
  • Были минимизированы потери из-за высокой погрешности старых счетчиков так как старые счетчики были заменены на новые, более точные.
  • Разница возникавшая из-за несвоевременной подачи показаний исчезла; все показания индивидуальных приборов и общедомового счетчика снимаются единовременно в нашем личном кабинете.
  • Расход на хозяйственные нужды остался на том же уровне; оно и понятно - убирать подъезд и этажи меньше не стали.

Причем, я сразу увидел, кто раньше расходовал 5 м³ в месяц, а теперь «вдруг» стал потреблять 10-12 м³. Всё! Халявные кубометры внезапно кончились...

Итог: в контрольном доме в среднем за месяц ОДН сократился с 303 м³ до 34.5м³ - практически в 10 раз!

Общая картина потребления воды по дому выглядит следующим образом.

Общий расход в летний период всегда снижен, но по сравнению с прошлогодним он стал еще ниже на 2-3%. Это конечно еще не показатель, но у меня есть догадки, что жильцы переведенные на счетчики стали более рачительно относиться к ресурсам за которые теперь приходится платить. Дальше посмотрим подтвердится ли моя гипотеза осенью и зимой.

Видно на графике, что индивидуальное потребление в июне выросло, за счет того, что сейчас расход попадает в квитанции тем жильцам, кто действительно потребил ресурс, а не расписывается на всех жильцов дома в статье ОДН.

ОДН по всему дому снизился с 15% до приемлемой величины в 1.5%. Эта цифра вполне отражает реальные расходы воды в доме, которые идут на хозяйственные и технические нужны и допустимую погрешность приборов учета.

Кроме решенной проблемы с ОДН мы закрыли вопрос со сбором показаний их обработкой. Если раньше сбор, обработка, ввод данных занимали несколько часов и растягивались на несколько дней, то сейчас это вопрос 10-15 минут.

У бухгалтера показания как на ладони, сразу по всем квартирам и ОДПУ. Это шикарно!

Вопрос обслуживания самой системы мы взяли на себя с бесплатной удаленной тех. поддержкой. Главное, что бы у электрика руки были из плеч и голова на месте. Что бы мог провода подключить, включить, проверить, заменить прибор или батарею.

Буду рад, если мои наработки окажутся кому-то полезными. Перешлите их тем, кому они могут помочь снизить ОДН. Если будут вопросы - готов ответить, по мере наличия свободного времени.

В последнее десятилетие в РФ проводится реформа отрасли ЖКХ, одним из этапов которой является повсеместная установка в многоквартирных жилых домах общедомовых счетчиков электроэнергии (общедомовых приборов учета). В настоящее время такие приборы учета электроэнергии уже установлены в большинстве многоквартирных домов. Установка общедомового счетчика электроэнергии изменяет порядок расчетов за потребленную электроэнергию: жители многоквартирных домов должны оплачивать не только стоимость электроэнергии, потребленной в квартире, но и осуществлять оплату электроэнергии мест общего пользования (электроэнергия МОП).

В связи с этим в последние несколько лет у жителей многоквартирных домов не утихают дискуссии и споры с поставщиками коммунальных ресурсов о необходимости и обоснованности применения в расчетах с ними не только электроэнергии, потребленной непосредственно в квартире, но и также предъявлении к оплате доли электроэнергии, потребленной на общедомовые нужды, которую часто называют общедомовая электроэнергия. В этой статье мы предлагаем разобраться, а должна ли действительно жителями многоквартирного дома производиться оплата электроэнергии мест общего пользования.

Также предлагаем рассмотреть вопрос о том, какие меры жители многоквартирного дома могут предпринять для снижения стоимости электроэнергии мест общего пользования.

Сразу необходимо пояснить, что такое электроэнергия мест общего пользования (электроэнергия ОДН): это электроэнергия, затрачиваемая на освещение мест общего пользования (лестничных клеток, подвалов), работу оборудования, которое является общим имуществом (насосы, антенны), а также внутридомовые потери электроэнергии.

В первую очередь рассмотрим нормативно - правовую базу необходимости оплаты жителями общедомовой электроэнергии (эл. энергия на общедомовые нужды).

В соответствии со ст. 30 п.4, ст. 36 п.1 Жилищного кодекса РФ, ст. 209 п. 4, ст. 210 Гражданского кодекса РФ Собственники несут бремя содержания принадлежащего им общего имущества многоквартирного дома. Кроме того, п. 7 «Правил предоставления коммунальных услуг», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 №307 собственники помещений в многоквартирном доме, а также собственники жилых домов вносят оплату за поставленные ресурсоснабжающей организацией коммунальные ресурсы исходя из показаний коллективных (общедомовых) приборов учета (в т.ч. и электрической энергии).

Т.е. согласно законодательству РФ оплата электроэнергии мест общего пользования, а точнее ее доли, приходящегося на гражданина, должна осуществляться каждым жителем многоквартирного дома. Но как производится расчет общедомовых нужд на электроэнергию и начисление ОДН на всех жителей многоквартирного дома? А также как снизить долю общедомовой электроэнергии, приходящегося на каждого жителя?. Ответы на эти вопросы приведены ниже.

Расчет стоимости потребленной электроэнергии для каждого собственника помещения в многоквартирном доме (для наиболее часто встречающегося случая, когда многоквартирный дом оборудован общедомовым счетчиком электроэнергии, а жилые или нежилые помещения не все оборудованы индивидуальными приборами учета электроэнергии) производится в соответствии с формулой 9 приложения 1 к указанным Правилам предоставления коммунальных услуг. В этом случае разница между общим потреблением электроэнергии многоквартирного дома и суммарным потреблением во всех помещениях (определяется либо по счетчикам в квартирах либо расчетным способом) "разбрасывается" на всех собственников помещений в многоквартирном доме пропорционально потреблению электроэнергии в помещениях. В дальнейшем будем называть это долей общедомовой электроэнергии, приходящегося на собственника помещения в многоквартирном доме.

Стоит отметить, что не произошло кардинальных изменений в логике расчетов доли общедомовой электроэнергии, приходящегося на собственника помещения в многоквартирном доме и после вступления в силу новых правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 №354.

Важно отметить, что в 2016 году произошли серьезные изменения в порядке оплаты ОДН гражданами: с 1 июля 2016 года исполнитель коммунальных услуг (это ТСЖ или управляющая компания) не вправе предъявлять жителям в квитанциях объем ОДН, который превышает объем ОДН, определенный с использованием норматива потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды . Эти изменения прописаны в Постановлении Правительства РФ от 29.06.2016 №603, которым были внесены изменения в "Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов".

Рассмотрим простой пример. Фактический размер ОДН, который приходится на конкертную квартиру составил в августе 50 кВт.ч. А если определить размер ОДН для этой же квартиры по нормативу, то нормативный размер ОДН составит только 30 кВт.ч. Таким образом, в квитанции за ЖКХ, собственнику такой квартиры может быть предъявлено только 30 кВт.ч. (нормативный ОДН). "Оставшаяся" разница ОДН в размере 20 кВт.ч. ложится на "плечи" управляющей компании или ТСЖ, мотивируя их тем принимать меры к снижению ОДН.

Что же входит в эту долю общедомовой электроэнергии и почему собственники помещений обязаны ее оплачивать? В идеальном случае в ее состав входит только потребление электроэнергии в местах общего пользования (освещение лестничных клеток, подвалов, работа лифтов, антенны, работа насосов подкачки и т.д.), а также потери электроэнергии во внутридомовых электрических сетях.

Нормальным считается, когда доля общедомового расхода составляет не более 20% потребления в помещении собственника (квартире), соответственно ее стоимость не должна превышать указанной величины. Однако на практике оплата электроэнергии МОП (мест общего пользования) значительна выше этих 20% от общих затрат граждан на электроэнергию. Нередки случаи, когда общедомовая электроэнергия даже превышает потребление непосредственно в квартире.

Почему могут возникать такие случаи, и как снизить долю общедомовой электроэнергии мы и попытаемся здесь разобраться.

Причинами высокой доли общедомового расхода электроэнергии может быть:

1. Неправильная организация съема показаний приборов учета электроэнергии в многоквартирном доме. Например, показания общедомового прибора учета электроэнергии были сняты на 28 число месяца, а показания индивидуальных приборов учета (в квартирах) были сняты не все и снимались в период с 23 по 31 число месяца. Разумеется в таком случае могут быть значительные искажения в данных.

2. Наличие среди собственников помещений в многоквартирном доме лиц, которые осуществляют «воровство» электроэнергии. В таком случае, индивидуальный прибор учета электроэнергии, установленный у таких лиц не будет отражать реального потребления электроэнергии, а вся «украденная» электроэнергия будет распределяться на всех собственников помещений в многоквартирном доме.

3. Неверный порядок расчета электроэнергии мест общего пользования, который может применять исполнитель коммунальных услуг или ресурсоснабжающая организация. С июня 2011г. вступили в силу изменения в Правила предоставления коммунальных услуг, в соответствии с которыми доля общедомовой электроэнергии должна предъявляться не только собственникам жилых помещений в многоквартирном доме, но и также собственникам нежилых помещений в многоквартирном доме (магазины, аптеки и др. - те объекты, которые зачастую занимают помещения на 1 этаже многоквартирного дома). Пока еще очень немногие исполнители коммунальных услуг производят расчеты с жителями многоквартирных домов с учетом этих изменений.

4. Неудовлетворительным состоянием внутридомовых электрических сетей или нерациональным расходованием электроэнергии в местах общего пользования.

Все вышеперечисленные причины могут в той или иной степени влиять на увеличение затрат на электроэнергию для населения многоквартирного дома.

А какие меры могут предпринять жители многоквартирных домов для снижения доли общедомовой электроэнергии ?

Ниже предложены несложные для выполнения, но достаточно эффективные действия граждан, направленные на снижение доли общедомовой электроэнергии.

1. Запросить данные о расчетах за последний год у исполнителя коммунальных услуг и самостоятельно проверить, на предмет соответствия нормам закона. Кроме того, запросить акты съема показаний общедомовых приборов учета и данные о датах снятия показаний и объемах потребления во всех помещениях многоквартирного дома.

2. В случае выявления значительного расхождения в датах снятия показаний общедомового прибора учета и индивидуальных приборов учета указать исполнителю коммунальных услуг на необходимость привести их в соответствие.

3. В случае подозрений о наличии людей, которые могут осуществлять безучетное потребление электроэнергии («воровство»), направить исполнителю коммунальных услуг требование о необходимости проведения проверки указанных лиц.

4. В случае нерационального использования электроэнергии в местах общего пользования или неудовлетворительного состояния внутридомовых электрических сетей, на общем собрании жителей многоквартирного дома принять решение о проведении соответствующих технических мероприятий

ВАЖНО! С 1 сентября 2012г. вступили в силу «новые» Правила предоставления коммунальных услуг. «Новые» Правила утверждены Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 №354. В тексте указанных правил много принципиальных отличий от Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006г. Узнать об основных существенных отличиях «старых» правил от «новых» Вы можете в соответствующем разделе сайта.

Итак, в этой статье мы выяснили, что в соответствии с нормами действующего законодательства, жителями должна быть оплачена вся электроэнергия мест общего пользования, которая была потреблена в многоквартирном доме. «Нормальной» долей общедомовой электроэнергии, приходящегося на потребителя считается доля до 20% от потребления в квартире. Если доля общедомовой электроэнергии составляет величину более 20% от потребления в квартире, то скорей всего имеет место одна из причин, приведенных выше.

С 1 января 2017 года произошли изменения в начислении расходов по электроэнергии на общедомовые нужды в МКД. Теперь плата за ОДН взимается в рамках расходов по содержанию общего имущества. Верхний предел начисленной за ОДН суммы ограничен нормативами, новые размеры которых должны принять во всех субъектах РФ к 1 июня 2017 года.

Формулы для расчета ОДН по электроэнергии по нормативу будут представлены в статье. Содержание статьи:

  • Кто устанавливает?
  • Что такое ОДН по электроэнергии?
  • Формула расчета размера платы
  • Как рассчитывается в многоэтажке?
  • Cо счетчиком
  • Без счетчика
  • Нормативы в разных субъектах РФ
  • Превышение норм
  • Как уменьшить оплату?

Дорогие читатели!

Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

В них встроены датчики освещенности, звука и объема, поэтому энергию такой прибор расходует только в темное время суток, если в поле его «зрения» находится человек. Установка светодиодных светильников во всем четырехподъездном пятиэтажном доме снижает суточное потребление энергии в семь раз - до четырех киловатт в сутки.

Соответственно, и месячное потребление электричества на ОДН снижается в разы. Вложения в установку энергосберегающих светильников в типовом доме окупают себя за один год и четыре месяца.

Эти работы проводятся по решению общего собрания собственников, а расходы на них списывают со статьи «содержание и ремонт жилья».

Как снизить одн за электроэнергию?

  • О чем нужно знать
  • Как рассчитать ОДН по электроэнергии в многоэтажном доме
  • Потребление электроэнергии сверх нормы
  • Как рассчитать потери в сетях
  • 4 совета по снижению счета общедомовых нужд

О чем нужно знать Все перечисленные виды общедомовых нужд потребляют немало электроэнергии, поэтому происходит расчет удельного потребления на квартиру (по площади). И собирается приличная сумма на оплату ОДН, поэтому данный расход делится на всех жителей дома.

Обновления в плане расчета и начисления сумм к оплате за коммунальные услуги, связанные с вышеперечисленным, произошли в постановлении от 1 января 2017 года. Теперь общедомовые нужды по электроэнергии стали услугой, за которую начисляются счета по установленным нормативам, это же законодательство действует и сейчас - в 2018 году.

Что такое одн за электроэнергию?

  • 2,44 кВт/ч в 6-9 этажных, 2,74 в 10-этажных и выше домах за лифт;
  • от 0,97 до 2,41 кВт/ч за насосное оборудование в зависимости от количества этажей в доме.

В Московской области нормативы складываются в зависимости от наличия дополнительных приборов, потребляющих электроэнергию:

  • от 0,57 до 2,99 кВт/ч в зависимости от этажности (от 1-2 этажей до 16 и более) за осветительные приборы;
  • от 0,25 до 0,57 кВт/ч за насосы и аппаратное управление насосами холодного водоснабжения в зависимости от этажности;
  • от 1,19 до 1,58 кВт/ч в домах, оснащенных лифтами, в зависимости от их грузоподъемности и этажности дома;
  • от 0,04 до 0,28 кВт/ч в зависимости от этажности и так далее.

По этой причине размеры оплаты за ОДН по электроэнергии могут значительно различаться как в одном городе/регионе, так и среди различных субъектов федерации РФ.

Что такое электроэнергия мест общего пользования

Их опыта управляющей компании Генеральный директор «Рыбинской управляющей компании» Александр Сивков приводит расчет: в типовой четырехподъездной пятиэтажке 28 общедомовых осветительных приборов - светильники установлены на площадках, в предбаннике и около подъезда.

При использовании обычных 40-ваттных ламп накаливания за одни сутки дом расходует порядка 27 киловатт электроэнергии.
За 30 дней в местах общего пользования «набегает» более 800 - при тарифе 3,27 рубля получается «круглая» сумма. - Переоборудование электрики в жилом фонде «РУК» мы начали еще в 2011 году, потому что понимали, что экономить есть где. Ставили датчики движения в подъездах, датчики освещенности на улице.

Что такое одн по электроэнергии и как они рассчитываются?

Как правило, нежелание установки связано со значительным фактическим потреблением элетроэнергии, кратно превышающий начисления «по нормативу». Превышение потребления над нормативом распределяется на всех собственников помещений в доме в виде ОДН.
4.
5. Вынести счетчики из квартир на лестничные площадки Вынести счетчики из квартир и установить их на лестничных площадках в специальных электрощитовых нишах либо в отдельных шкафах. Это позволит управляющим компаниям ежемесячно снимать показания приборов учета в полном объеме и одномоментно с общедомовым прибором учета.
6.

Каждый потребитель вправе знать, за что он платит деньги в сфере ЖКХ. Тема общедомовых нужд является на сегодняшний день наиболее обсуждаемой. О вопросах, касающихся начислений за ОДН и многом другом — в интервью с начальником Коммерческого департамента ТП «Энергосбыт Бурятии» ОАО «Читаэнергосбыт» Ларисой Загузиной.

— Лариса Борисовна, у потребителей возникает много вопросов, связанных с ОДН. Почему на фоне и без того немалых тарифов люди должны платить за общедомовые нужды?

— Существует Федеральный закон № 261 «Об энергосбережении» от 23.11.2009 г., согласно которому энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с использованием приборов учета. Сетевые организации установили общедомовые приборы учета в многоквартирных жилых домах. Если раньше подобный закон исполнялся лишь заинтересованными ведомствами — энергетиками, люди жили спокойно (начисление за ОДН компенсировалось в тарифе), то данный закон обязал платить за общедомовые нужды потребителя. Недоработка заключается в том, что этот закон нигде не афишируется, выдержки из него не цитируются, а органы государственной власти, контролирующие деятельность ЖКК, не разъясняют потребителям, как производится начисление за ОДН и почему за ОДН необходимо платить. В итоге свое недовольство потребители, в основном, направляют в адрес энергокомпании, которая является только исполнителем законодательных актов и Постановлений, утвержденных Правительством РФ, производит расчет оплаты за потребление услуги электроэнергии согласно Постановлению Правительства РФ от 6 мая 2011 г. N 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» на основании расчетных формул: при наличии общедомовых приборов учета и их отсутствии, а также организует прием платежей от граждан за предоставляемую услугу.

— В последнее время многие потребители жалуются, что им приходят «астрономические» счета за ОДН, тогда как раньше они платили копейки. С чем может быть связан резкий скачок начислений оплаты за ОДН?

— Если брать в расчет период сентябрь-октябрь, то ситуация с начислениями, которые стали выше, вполне объяснима — мы вступили в очередной осеннее-зимний период, и повышенный расход электроэнергии вполне объясним. Поскольку световой день становится короче, свет в домах включается раньше. Далее-отопление в некоторых жилых помещениях не всегда соответствует установленным нормативам- люди вынуждены использовать обогреватели. Если говорить об общей картине начислений за ОДН, то в любом жилом доме есть хотя бы одна или несколько квартир, которые не имеют индивидуальных приборов учета. Расчет для них производится по нормативам потребления, установленным Республиканской службой по тарифам (РСТ). Если сопоставить его с фактическим потреблением, то данный норматив занижен. Кроме того, часть потребителей использует несанкционированное подключение к внутридомовым сетям, то есть попросту ворует электроэнергию, что также фиксируется общедомовым прибором учета. Соответственно, когда мы производим расчет по формуле, предписанной Постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 г. N 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», объем потребленной электроэнергии на ОДН распределяется на всех жителей многоквартирного жилого дома. Важным моментом является и то, что 80% приборов учета электроэнергии, установленные в домах г. Улан-Удэ, имеют класс точности 2,5 вместо 2,0. Это говорит о том, что они являются устаревшими и не фиксируют реальное потребление электроэнергии. Все это преобразуется в потери или тот объем, который определяется в виде общедомовых нужд. Именно поэтому для того, чтобы снизить начисления за ОДН, необходимо прежде всего провести ревизию внутридомового хозяйства, проверить, у всех ли установлены индивидуальные современные приборы учета и если их нет, обязать установить. В этом должны быть заинтересованы собственники жилья: необходимо выбрать Совет дома, который наладит тесное взаимодействие с управляющей компанией.

— Согласно заявлению Государственной жилищной инспекции, этим должна заниматься управляющая компания, а Гарантирующий поставщик, в свою очередь, «должен работать с населением через управляющие компании». Означает ли это то, что управляющие компании должны влиять на снижение расходов на ОДН?

— Управляющие компании призваны организовать хозяйственную деятельность в каждом доме и навести там порядок — обследовать индивидуальные и общедомовые приборы учета, инженерные внутридомовые сети, обеспечить освещение на лестничных клетках и придомовой территории, а также заниматься пресечением несанкционированного подключения. Кроме того, управляющие организации должны единовременно снимать показания индивидуальных приборов учета во всех квартирах многоквартирных жилых домов и совместно с сетевой компанией фиксировать показатели общедомового прибора учета. Тогда в объемах потребленной электроэнергии не будет разночтений. Кроме того, в обязанности управляющих компаний входит проведение энергетического обследования (энергоаудит) жилого дома. Данное мероприятие позволяет не только выявить проблемные моменты в потреблении энергоресурсов и необходимость проведения энергосберегающих мероприятий, но и выработать рекомендации по рациональному расходованию ресурсов в доме. Только после наведения порядка в электросетях дома собственники могут быть уверены, что платят за фактически израсходованную электроэнергию. Вопрос лишь в том, как ресурсоснабжающей организации работать с населением через управляющие компании, если они всячески этому препятствуют? Во-первых, управляющие организации г. Улан-Удэ игнорируют заключение договоров электроснабжения с Гарантирующим поставщиком на поставку энергоресурса в обслуживаемый ими жилой фонд. Наличие договора электроснабжения между УК и Гарантирующим поставщиком, согласно действующего законодательства- это основное условие их взаимодействия. На сегодняшний день из 92-х управляющих компаний г. Улан-Удэ, получивших лицензию, только 7 УК заключили договоры энергоснабжения с гарантирующим поставщиком на поставку энергоресурса в 42 обслуживаемых дома (это лишь 1,5% от общего количества МКЖД в г. Улан-Удэ). Кроме того, большая часть УК, заключивших договоры энергоснабжения, не рассчитывается с Гарантирующим поставщиком за предоставленный энергоресурс, ссылаясь на неплатежеспособность населения. На сегодняшний день их дебиторская задолженность перед энергосбытовой компанией превысила 11,36 млн. рублей. При этом наблюдается интересная картина распределения поступивших от населения денежных средств: управляющие компании собирают с населения более 90% оплаты за электроэнергию, а уровень их оплаты Гарантирующему поставщику составляет лишь 50%.

— От жителей многоквартирных жилых домов часто поступают жалобы на то, что те, кому ограничили потребление электроэнергии из-за долгов, подключаются самовольно к общедомовым приборам учета или к счетчику соседей, из-за чего добросовестным плательщикам приходят завышенные счета за электроэнергию. Какие меры к применяются к самовольщикам?

— Тем потребителям, которые не оплачивают по счетам за электроэнергию свыше двух месяцев, действительно, ограничивают электроснабжение.

К сожалению, есть и такие недобросоветные граждане, которые после отключения стараются подключиться самовольно.

Такие самовольщики не только рискуют своим здоровьем, но и подвергают жизнь и имущество соседей опасности, ведь из-за короткого замыкания может возникнуть пожар. А наиболее находчивые нарушители, подключившись к прибору учета соседей, собственное электропотребление перекладывают на их плечи. По факту выявленных незаконных подключений сотрудниками энергокомпании составляется акт, на основании которого производится перерасчет для собственников дома за потребленный энергоресурс, и затем направляется в правоохранительные органы. Далее действуют сотрудники полиции. За самовольное подключение к электрическим сетям на недобросовестных граждан сотрудниками полиции составляются административные протоколы. Штраф может составлять на граждан — от 3 до 4 тысяч рублей, на должностных лиц- от 6 до 8 тыс.

рублей, и на юридических лиц- от 60 до 80 тыс. рублей. Поэтому, если жители видят, что налицо факт самовольного подключения, нужно обязательно сообщить об этом в управляющую компанию.

— Подводя итог, можно ли утверждать, что благодаря совместной деятельности управляющих компаний, Гарантирующего поставщика и бдительности самих жителей, можно решить проблему в части снижения энергозатрат на ОДН?

 

 

Это интересно: