→ Соц иерархия. Социальное время и социальная иерархия

Соц иерархия. Социальное время и социальная иерархия

Поскольку власть реализуется одним человеком по отношению к другим, она затрагивает социальные отношения и сама выступает одним из видов этих отношений – властные отношения .

Природа иерархии и мобильности состоит в превосходстве одних над другими. Люди, наделенные властью, стоят наверху общественной пирамиды, другие, лишенные ее – внизу. Такой порядок называет иерархическим (иерархия – это расположение частей или элементов целого в порядке от низшего к высшему. Этот термин в социологии употребляется для обозначения социальной структуры общества, бюрократия; в теории организации – как принцип управления).

Любая иерархия может быть представлена в виде пирамиды , где выделяются три основных уровня: верхний, средний и нижний. В управленческой иерархии это уровни управления, в социальной – классы.

Социальная иерархия устроена таким образом, что внизу (в основании пирамиды) находится большинство благ и привилегий, к которым стремятся люди: власть, богатство, влияние, льготы, престиж и др.

Социальные блага – это дефицитные ресурсы, которые присутствуют или которые доступны в наименьшем числе наибольшему количеству людей. Если верх и низ социальной пирамиды полюсам магнита, то между ними возникает напряжение, которое можно назвать социальным напряжением . Действительно, те, кто находятся внизу, считают, что блага распределяются неравномерно, даже больше – несправедливо: меньшинство населения владеет большей частью национального богатства. Возникает естественное желание перераспределить все так, чтобы каждому досталось поровну, поэтому история полна революциями, мятежами, переворотами. Зачинщиками выступают те, кто оказался обделенными, к ним примыкают массы таких же людей. Но как только революционеры добиваются успеха и захватывают власть, то меньшинство вновь оказывается в непривилегированном положении, а большинству не хватает наживы. Более медленный и консервативный способ перераспределить богатство заключается в продвижении наверх не группой, не массой, а в одиночку, т.е. ничего разрушать не надо, просто каждый, кто желает и у кого есть возможности, делает личную карьеру. Продвижение наверх называется восходящей мобильностью.

Людям свойственно стремиться снизу вверх, а не в обратном направлении, каждый из нас желает жить лучше и никто – хуже. Хуже мы живем только тогда, когда нас вынуждают обстоятельства. Много по возможности человек обгоняет других, стремится туда, где больше власти, привилегий, благ. Далеко не все стремятся обогатиться или повластвовать, но жить лучше хочет каждый, один видит жизнь в приобщении к духовному , другой к материальному. Таким образом, явление восходящей мобильности (движение снизу вверх) формируется только там, где большинство благ и большинство людей находятся на разных полюсах социальной шкалы: внизу – большинство людей, наверху – большинство социальных благ. Если и то и другое соединить, никто не захочет продвижения вверх. Восходящей мобильности соответствует явление мотивация достижения.


Мотивация достижения – это присущее большинству людей желание продвинуться наверх и сделать свою работу, свое дело лучше, чем они это делали вчера или чем это делают конкуренты.

Как показывает опыт, мотивация достижения со временем скорее возрастает, нежели уменьшается. Достигнув более высокого уровня жизни или служебного поста, мы привыкаем к тому, что теперь можно позволить себе лучше одеваться, питаться, покупать больше книг и т.д. Со временем потребность в более высоком качестве жизни становится само собой разумеющимся, и у нас появляются более высокие запросы, наши потребности растут и расширяются. Для их удовлетворения нужно больше денег, власти, влияния, поэтому мы вновь устремляемся вверх. Следовательно, мотивация достижения подстегивается расширяющимся кругом потребностей. Мотивация достижения тесно связана с законом возвышения потребностей. Сам по себе этот закон не благо, не вред для человека, его негативная сторона заключается в том, что человек превращается в раба растущих привилегий, т.е. продвигаясь по служебной лестнице, добиваясь титулов и власти, индивид по существу обслуживает свои амбиции, прихоти, запросы. Но они дают человеку и пользу – он привыкает к более высокому стандарту жизни и у него формируется новый круг знакомых. Но вскоре друзья тоже превращаются из цели в средство.

Иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.
.php?title=%D0%A1%D0%BE%D1%86%D0%B8%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D0%B8%D0%B5%D1%80%D0%B0%D1%80%D1%85%D0%B8%D1%8F&action=edit отредактировать] эту статью, добавив ссылки на .
Эта отметка установлена 1 ноября 2012 года .

[[К:Википедия:Статьи без источников (страна: Ошибка Lua: callParserFunction: function "#property" was not found. )]][[К:Википедия:Статьи без источников (страна: Ошибка Lua: callParserFunction: function "#property" was not found. )]]

История

Многие организации , например, компании , церкви , армии и политические движения являются иерархическими организациями (по крайней мере, официально). Обычно старшие, называемые начальниками, «боссами» и т.п., имеют больше власти, чем их подчинённые. Таким образом, отношения, определяющие эту иерархию, являются властными.

Существование иерархий, несправедливых с какой-либо точки зрения, вызывает общественную критику. Например, феминизм часто осуждает иерархию пола, в которой мужчины пользуются неоправданными привилегиями, такими как право участия в выборах (при отсутствии такового у женщин), более высокие зарплаты мужчин при выполнении аналогичной или идентичной работы, более быстрое продвижение мужчин по служебной лестнице, юридические привилегии мужчин (такие, как право наследования имущества родителей сыновьями, но не дочерьми), право на образование, занятие спортом, труд и т. д.

Следует отметить, что в этом контексте и в других, подобных ему, слово «иерархия» обычно используется как значение «иерархии власти» или «структуры власти». Феминистки и представители других социальных движений, например, с расистским или направленным против гомосексуалов уклоном, возможно, не соглашаются не с самой иерархией, как таковой, а скорее с определённой асимметрией, неравной ценностью мужчин и женщин, различных рас и т. д.

Анархизм и другие антиавторитарные социальные движения стремятся устранить все иерархические социальные отношения.

Иерархия в современном обществе

В большинстве стран работают социальные лифты , позволяющие людям менять своё положение в социуме. Количество и качество тех, кто стоит на вершине, описывается теорией элит . Слишком жёстко выстроенная иерархия обычно ведёт к тоталитаризму , слишком мягкая приводит к развалу общества.

Социальная иерархия в этологии

Этологи рассматривают этот предмет шире, считая человеческие отношения в значительной степени сходными с иерархическими отношениями у животных. В эксперименте Кэлхуна , к примеру, показывается, что отсутствие свободных социальных ниш для подрастающего поколения крайне вредно не для отдельной особи, а для выживания социума в целом.

См. также

Напишите отзыв о статье "Социальная иерархия"

Примечания

Отрывок, характеризующий Социальная иерархия

– Значит и «апостолы» тоже были совершенно другими?! Какими же они были?! Можешь ли ты рассказать мне о них, Север?
Мне было настолько интересно, что на какой-то короткий миг даже удалось «усыпить» свои мучения и страхи, удалось на мгновение забыть грядущую боль!.. Я обрушила на Севера настоящий шквал вопросов, даже точно не зная, существуют ли на них ответы. Так сильно мне хотелось узнать настоящую историю этих мужественных людей, не опошлённую ложью долгих пяти сотен лет!!!
– О, они были истинно чудесными людьми – рыцари Храма – Изидора!.. Вместе с Радомиром и Магдалиной они создали великолепный костяк МУЖЕСТВА, ЧЕСТИ и ВЕРЫ, на котором строилось светлое УЧЕНИЕ, оставленное когда-то нашими предками для спасения нашей родной Земли. Двое из рыцарей Храма были нашими учениками, а также потомственными воинами из старейших европейских аристократических семей. Они стали у нас смелыми и одарёнными Ведунами, готовыми на всё, чтобы сохранить Иисуса и Магдалину. Четверо были потомками Русов-Меровингов, также имевших большой Дар, как и все их далёкие предки – короли Фракии... Как и сама Магдалина, также рождённая от этой необыкновенной династии, и с гордостью нёсшая свой семейный Дар. Двое же были нашими Волхвами, добровольно покинувшими Мэтэору, чтобы защитить идущего на собственную погибель их любимого Ученика, Иисуса Радомира. Они не смогли в своих душах предать Радомира, и даже зная, что его ждёт, без сожалений последовали за ним. Ну, а последним, девятым из рыцарей-защитников, о котором до сих пор не знает и не пишет никто, был родной брат самого Христа, сын Белого Волхва – Радан (Ра – дан, данный Ра)... Он-то и сумел сохранить сына Радомира, после гибели оного. Но, защищая его, к сожалению, погиб сам...
– Скажи, Север, не имеет ли это чего-либо общего с легендой о близнецах, где говорится, что у Христа был брат-близнец? Я об этом читала в нашей библиотеке и всегда хотела знать, было ли это правдой, или всего лишь очередной ложью «святых отцов»?

– Нет, Изидора, Радан не был близнецом Радомира. Это явилось бы нежелательной дополнительной опасностью к и так уже достаточно сложной жизни Христа и Магдалины. Тебе ведь известно, что близнецы связаны слишком тесно нитью своего рождения, и опасность для жизни одного может стать опасностью для другого? – Я кивнула. – Поэтому волхвы никак не могли допустить такой ошибки.
– Значит, всё же, не все в Мэтэоре предали Иисуса?! – обрадовано воскликнула я. – Не все спокойно смотрели, как он шёл на смерть?..
– Ну, конечно же, нет, Изидора!.. Мы бы все ушли, чтобы защитить его. Да не все сумели перешагнуть через свой Долг... Знаю, что ты не веришь мне, но мы все до единого очень любили его... и, конечно же, Магдалину. Просто не все могли забыть свои обязанности и бросить всё из-за одного человека, каким бы особенным он ни был. Ты ведь отдаёшь свою жизнь, чтобы спасти многих? Вот и наши волхвы остались в Мэтэоре, чтобы охранять Священные Знания и учить других одарённых. Такова жизнь, Изидора... И каждый делает её лучше, по мере своих возможностей.
– Скажи, Север, а почему ты называешь Франкских королей – Русами? Разве эти народы имели между собой что-либо общее? Насколько я помню, они всегда звались – Франками?.. А позже красавица Франкия стала Францией. Разве не так?

ТЕОРИЯ ЭЛИТ

ТЕОРИЯ КЛАССОВ

Пока нет текста обобщающей станицы предлагаю цитаты из статьи и главы 3 из статьи Значение иерархического инстинкта .

Многим может показаться, что статья про должна относиться к сфере биологии или психиатрии, но дело в том, что без понятия иерархический инстинкт мы ничего не поймем в разделе , и даже в рубрике , так как иерархический инстинкт есть фактор социального развития всех , а главное - иерархический инстинкт есть главный фактор появления и развития экономики у людей . Это открытие сделал , поэтому данная - есть лишь моя попытка развить и обосновать идеи создателя .

Что такое иерархический инстинкт

3.2. За миллионы лет - иерархия, как эволюционная находка для обеспечения устойчивости единиц вида приматов, стала имманентным стаи обезьян, что потребовало закрепления на генетическом уровне в виде иерархического инстинкта .

Иерархическая структура единиц человечества

3.1. Надеюсь, что я понятно изложил внешние причины для образа жизни людей в составе единиц человечества. Если мы вернемся к определению Каутского, то он подчеркивал СПЛОЧЕННОСТЬ членов группы как орудие в борьбе за существование, что дает нам повод представлять себе каждую эволюционную естественную единицу человечества как , сплочение членов которой обеспечивается благодаря наличию внутренней иерархической структуры.

3.2. Попробуем разобраться с единицей человечества «изнутри». являются самодостаточной системой, сохраняющейся во времени благодаря тому, что такая форма существования гарантирует каждому члену - максимальную безопасность и минимально стабильный уровень получения жизненно важных ресурсов. Структурная целостность единицы вида обеспечивается за счет иерархии , которая выстраивает всех членов по местам в пирамиде привилегий - от вожака до самого последнего члена. При этом каждый член, кроме вожака и последнего, находится в двух ипостасях - (1) является низшим по отношению к членам, стоящим выше него по иерархической лестнице, и одновременно - (2) сам же возглавляет пирамидку из низших по иерархии. Считается, что существует некий модуль умиротворения , благодаря которому при некоторой величине верноподданнических проявлений со стороны низов прекращаются репрессии со стороны верхов. При этом разнообразные искренние проявления страха, благоговения и ответственности перед вышестоящим иерархом является ключевой поддержкой поддержания всей вертикальной консолидации. Самые последние члены, стоящие на низших ступенях лестницы иерархии не имеют ничего против вертикали, тогда как главную опасность для сложившейся иерархии представляют несколько первых членов в списке, которые благодаря модулю самоутверждения , стремятся повысить свой статус в группе или хотя бы не понизить достигнутый, если первое совершает кто-то другой. См. Инстинкты человека. Попытка описания и классификации

3.3. У животных единственным критерием для ранжирования - является физическая сила. У людей уже несколько критериев, по которым в любой системе иерархии постоянно идет борьба за более высокое положение, но даже самый низший член не стремится покинуть группу, так как его положение в сообществе даже на уровне самого низшего члена - лучше, если бы он находился за ее пределами.

3.4. Сам феномен иерархии является свойством сложных систем. В общей теорию систем в разделе Общесистемные принципы и законы можно найти два закона:

  • 3.5. «закон иерархических компенсаций » (Е. А. Седов) фиксирует, что «действительный рост разнообразия на высшем уровне обеспечивается его эффективным ограничением на предыдущих уровнях»...;
  • 3.6. «принцип моноцентризма » (А. А. Богданов), фиксирует, что устойчивая система «характеризуется одним центром, а если она сложная, цепная, то у неё есть один высший, общий центр»...;

3.7. Так как сообщества людей являются сложными системами, то они должны иметь иерархическую структуру. Если сообщество - не толпа, то в нем обязательно существуют иерархия с единственным центром. В противоположность - «полицентрические системы характеризуются дисфункцией процессов координации, дезорганизованностью, неустойчивостью и т. д.». При этом «биологические системы демонстрируют возрастающую иерархическую организованность по мере подъема по эволюционной шкале». (Пелед А., Гева А. Б., Мозговая организация и психическая динамика, Журнал практической психологии и психоанализа, N 4, 2001.)

Введение

Человек нуждается во взаимодействии с себе подобными. Уже на ранних этапах развития человеческого общества люди собирались в социальные группы, которые способствовали их выживанию и развитию. Во все времена самым жестоким наказанием для людей считался остракизм – изгнание человека из общества, к которому он принадлежал. Люди взаимодействуют в группах. Однако не всегда это взаимодействие протекает гладко, не всегда группа достигает поставленных перед ней или ей самой целей. Изучение проблем социальных групп актуально как в личностном, так и в социальном аспекте, что обусловлено большим практическим интересом, так как все больше принимается групповых решений, целенаправленная деятельность групп людей требует более эффективного управления.

Особую важность эта проблема приобретает в настоящее время в нашей стране. Многие люди, лишившись привычных устоев, норм и ценностей, дезориентированы, им приходится менять работу, переучиваться, искать новые способы взаимодействия с другими людьми. Многие организации также находятся в процессе перемен. Меняется форма собственности, меняется налаженный ассортимент производства, меняются объемы и технологии производства, происходит массовая реконструктуризация предприятий, сокращение и увольнение людей, формирование новых подразделений и структурных единиц.

Иерархия как социальное отношение.

С точки зрения общей теории систем явление иерархии можно определить как разноуровневое распределение частей (элементов) целого по степени общности их функций (свойств). Такое распределение характерно для любых систем – биологических, технических, социальных. Применительно к последним этот принцип прослеживается на всех уровнях – от малой группы до общества.

Специфика социальной иерархии заключается в том, что она проявляется в отношениях неравенства, зависимости, подчинения. В социальных организациях сознательно вводится преимущественное право одного работника принимать решения насчет другого, причем первый получает также и средства контроля за должностным поведением другого. К тому же первые составляют явное меньшинство, решающее, однако, за большинство. В этом заключается один из самых спорных принципов построения организации, издавна привлекавший к себе критическое внимание.

Сущность социальной иерархии сводится к следующим отношениям.

Во-первых, иерархия означает централизацию. Это следует из невозможности непосредственного взаимодействия большого количества людей и естественной необходимости выделения посредника. На этом новом уровне появляются координация и интеграция индивидуальных действий в целое.

В таком смысле иерархия представляет собой форму разделения труда не только по горизонтали, но и по вертикали, на общие и частные функции, на решение и исполнение. Как и всякое разделение труда, иерархия вводится для эффективности, чтобы сэкономить труд централизацией.

Во-вторых, иерархия проявляется как односторонняя личная зависимость одного человека от другого. Это значит, что один из работников может воздействовать на положение и поведение другого без того, чтобы другой мог также поступать по отношению к первому. В иерархических отношениях между людьми эта зависимость закрепляется в статусах и выступает как фактор социального неравенства.

Серьезным следствием этой стороны иерархических отношений является то, что связь по субординации не может регламентироваться полностью. В должностном поведении руководителя административно – правовые нормы оставляют существенный диапазон выбора характера и способов влияния на работника нижнего уровня. Иначе говоря, решение ряда вопросов остается на личное усмотрение вышестоящего работника. Отсюда возникает личная зависимость и так называемый личный режим в организациях, то есть легальное, законное воздействие субъективных качеств одного работника на другого.

В-третьих, иерархия функционирует как власть, то есть подчинение участников организации правилам и указаниям. Контроль над поведением работника осуществляют прежде всего безличные нормы и требования организации, именно они ограничивают свободу поведения индивида. Поэтому власть всегда предполагает принуждение и необходимость в санкциях за отклонение от предписанного порядка.

Таким образом, власть существует как административно – правовое явление. Позитивное назначение власти – преодоление известной колебательности поведения человека в организации, придание ему деловой определенности. Власть иногда понимают как способность принудить кого–то к чему–то. Но принуждение, если не иметь в виду физическое насилие, возможно именно через систему норм и связей. Поэтому выражение «власть в чьих–то руках» означает, что определенная безличная организация контролируется определенными индивидами или группой.

Все рассмотренные свойства организационной иерархии проявляются вместе, однако каждое может иметь и самостоятельное значение. Следует отметить, что во всех случаях речь идет о каналах воздействия одних людей на других, часто одного – на многих. Обладание таким каналом психологически мотивируется возможностью самоутверждения, самореализации, повышения престижа. Поэтому социальная ценность статусов в иерархии возрастает от уровня к уровню.

 

 

Это интересно: