→ Моральный долг - это важно. Но что мы знаем о моральном долге? Долг и совесть Кто контролирует и оценивает моральный долг

Моральный долг - это важно. Но что мы знаем о моральном долге? Долг и совесть Кто контролирует и оценивает моральный долг

Долг является фундаментальным понятием морального сознания и этической мысли, которое отражает безусловно обязывающий характер нравственных ценностей и принципов. Понятие "долг" применяется по отношению к совокупности действий, которая в соответствии с этими ценностями и принципами вменяется к исполнению нравственному субъекту. Когда человек говорит: "это мой долг", он указывает на моральную необходимость совершить определенный поступок или воздержаться от него, несмотря на противодействующие психологические факторы, которые вслед за И. Кантом можно обозначить как склонность. Нарушение долга влечет за собой самоосуждение и в некоторых случаях делает оправданным внешнее осуждение. Долг существует в отношении определенных обязывающих субъектов, в кантовской формулировке - он "осуществляет цель воли [определенного] лица", что оформляется с помощью устойчивой формулировки "долг перед кем-то". Однако необходимо учитывать, что субъекты, перед которыми существует долг, не всегда являются непосредственной целью, мотивированного долгом поступка: уважение к потребностям и интересам нечеловеческих живых существ может быть продиктовано не долгом перед природой, а долгом перед людьми; спасение гениальной картины, сопряженное с риском для жизни, может являться выражением долга не перед самим художественным творением, а перед аудиторией, способной оценить ее эстетические свойства; внимание к личной гигиене может выступать не как долг перед самим собой, а как долг перед обществом и т.д.

Это различие играет существенную роль в процессе осмысления и уточнения человеком своей системы обязанностей. В силу этого оно становится предметом специальной этической рефлексии. Исходная для новоевропейской этики номенклатура обязывающих субъектов принадлежит С. Пуфендорфу: Бог, другие люди, само действующее лицо. И. Кант предположил, что один из элементов этого списка попал в него вследствие языковой двусмысленности (амфиболии). Долг перед Богом, как и долг перед нечеловеческими живыми существами, для И. Канта невозможен. В первом случае, поскольку Бог как "идея, полностью исходящая из нашего собственного разума" "не есть некое данное существо, перед которым на нас лежал бы какой-то долг", во втором - поскольку животные не имеют разумной воли. Мнимый долг перед природой или Богом есть по сути долг перед самим собой. Кантовское понимание типов долга также подвергается жесткой критике: по мнению некоторых современных теоретиков, действующее лицо не может выступать в качестве обязывающего субъекта по отношению к самому себе, а порождающий долженствование другой совсем не обязательно является разумным существом.

Понятие долга тесно связано с понятием обязанности. Однако между ними существуют определенные смысловые отличия. Если под долгом чаще подразумевается практическое воплощение всей полноты нравственных требований или какой-то их части, но взятой в качестве целостного нормативного комплекса, то обязанность представляет собой нравственную необходимость исполнить отдельное требование, находящееся в пределах долга. Дополнительное смысловое разграничение между этими понятиями касается того, что слово "долг" окружено более мощной эмоциональной аурой, изначально обладает оттенком возвышенности, в то время как слово "обязанность" может относиться как к самым тривиальным, так и к самым значительным проявлениям человеческой жизни. Кроме того, со словом "долг" принято связывать высокую степень сознательности исполнения нравственных требований, преобладание таких мотивов поведения, которые возникают на основе фундаментальных убеждений, в то время как слово "обязанность" может применяться к любым формам вменения определенных действий. Когда человеку напоминают о невыполненном долге, ожидается не только само по себе исполнение нормы, но и глубокая личностная вовлеченность в этот процесс, безусловная идентификация нормативного требования с устремлениями своего высшего и лучшего Я. Напоминание о невыполненной обязанности, как правило, подразумевает только необходимость добросовестно осуществить определенную последовательность действий.

Систематическое осмысление категории "долг" начинается в стоической философии и находит свое высшее выражение в этике И. Канта. Долг может восприниматься этиками как основополагающее нравственное явление либо как явление вторичное и выводное. Центральную роль это понятие приобретает в том случае, когда конкретное содержание обязанностей не предзадано переживанию связанности законом и разумной необходимости подчинять самого себя, а определяется на их основе. Долг в этом случае выступает как форма, которая не только наполняется содержанием, но и сама направляет этот процесс. Такова смысловая схема кантовского этического учения. Определяя долг как необходимость поступка из уважения к закону, И. Кант не имеет в виду уважение человека к заданной извне системе обязанностей. Долг для него не просто особое отношение к закону, он и есть сам "моральный закон, явленный как человеческий мотив". Вторичность долга для определенной этической концепции проявляется тогда, когда в качестве источника императивно-ценностного содержания морали понимаются божественная воля, человеческая природа, моральная интуиция и т.д. В этом случае долг превращается в простую проекцию обнаруженных и удостоверенных моральным субъектом ценностей и принципов на собственное поведение.

Смысловое пространство, связанное с моральным долженствованием, упорядочено с помощью следующих понятий: "недопустимое", "допустимое", "обязательное" и "сверхдолжное" (суперэрогативное - от лат. super - сверх и erogare - денежная выплата). Соотнесение доступных поведенческих альтернатив с этими понятиями направляет практическое самоопределение моральных субъектов. Соотнесение с ними поступков, совершенных другими людьми, формирует моральную оценку. С сугубо логической точки зрения, понятие "обязательное" относится к тем действиям или бездействиям, которые являются выражением морального долга, понятие "недопустимое" охватывает те действия или бездействия, которые противоположны ему. В свою очередь, понятие "допустимое" объединяет между собой те действия и бездействия, которые являются обязательными и те, которые, не являясь обязательными, не противоречат нравственному долгу (опциональные, разрешенные и т.д.). Понятие "сверхдолжного" в данную схему просто не укладывается.

Однако в живом моральном опыте и в этической теории термины "допустимое", "недопустимое", "обязательное" приобретают дополнительные значения и соединяются с четвертой категорией. Первая смысловая поправка связана с тем обстоятельством, что нравственная нормативность состоит из запретов, требующих воздерживаться от недолжных действий, и из предписаний, требующих совершать должные. В этой связи "недопустимое" часто рассматривается как область действий, нарушающих нравственный запрет, как то, чего нельзя делать. Таково, например, убийство, когда оно не является частью морально оправданной самообороны или не ведет к спасению других людей. Понятие морально "обязательное", в свою очередь, распространяется на совершение тех действий, которые прямо требуются нравственными нормами. Оно применяется по преимуществу к поступкам, в которых находят свое воплощение не запреты, а позитивные моральные предписания. Таковы спасение другого человека или иные виды помощи ему. Та же самая тенденция, хотя и в несколько ином виде, присутствует в том случае, когда теоретики морали рассекают широкую область "недопустимого" на то, что "недопустимо делать" (совершение запретного), и то, что "недопустимо не делать" (отказ от совершения обязательного). Вторая поправка касается содержания понятия "допустимое". Оно приобретает ограниченное, суженное значение. Под ним, как правило, понимаются лишь те действия, которые имеют морально безразличный характер, в том смысле, что мораль не предлагает никаких критериев выбора между ними и оставляет этот выбор в сфере индивидуальных предпочтений. В этой нише находится большинство случаев выбора профессии, друзей, супругов, способов использования свободного времени или свободных материальных ресурсов, стиля одежды и т.д. Каким бы ни было решение человека по этим поводам, оно не подлежит нравственному осуждению или одобрению.

Дополнение рассмотренной триады понятий термином "сверх-должное" связано со стремлением отразить тот факт, что не все поступки, находящиеся за пределами недопустимого и обязательного, являются морально безразличными. Часть их не охватывается требованиями долга лишь потому, что они предполагают чрезвычайно высокую степень самопожертвования. Поступки такого рода и по намерениям, и по результатам соответствуют основной ценностной установке морали (добру), они выражают отношение к другому человеку как к цели, однако, по общему мнению, их совершение превышает психические возможности среднего "добропорядочного человека". Их предъявление в качестве долга (обязательного действия) противоречило бы правилу, в соответствии с которым полноценно вменять можно только то, что можно исполнить. К числу сверхдолжных поступков принято относить отдельные героические действия, способствующие благу других и сопряженные с риском гибели, а также систематическое и непрерывное милосердное служение людям, которые не являются близкими. Такие действия наделяются высшим статусом в иерархии добрых дел, считаются заслуживающими максимальной степени морального одобрения (восхищения совершенным), однако, подобное одобрение не сопровождается симметричным осуждением тех, кто оказался неспособным совершить героический поступок или жить жизнью "морального святого". Конечно, сами моральные герои и моральные святые могут воспринимать и, как правило, воспринимают собственные действия именно как долг. Но они не вправе переносить внутреннее восприятие своего поведения на других людей, применяя принцип универсализации нравственных суждений. Совершение героических действий превращается в долг только в силу особого индивидуального предназначения, которое открывается лишь самому герою и потому не может рассматриваться как всеобщий стандарт поведения. Оно не может быть охвачено даже таким компромиссным понятием, как "несовершенные обязанности", о котором пойдет речь в следующем пункте.

Представление о том, что существуют поступки, вызывающие восхищение, но не представляющие собой исполнение всеобщей обязанности, является широко распространенным и естественным для морального сознания. Наиболее мощное теоретическое осмысление и обоснование сверхдолжного было разработано в католической моральной теологии. Сверхдолжные действия воспринимались в ней как самый верный, хотя и трудный, путь к спасению, и ассоциировались с исполнением евангельских предписаний в сравнении с минимальной моралью запретов Десятисловия (Декалога). Именно возможность совершения сверхдолжных поступков была основой представления о "копилке добрых дел" и практики продажи отпущения грехов. В XX в. понятие сверхдолжного и сопряженные с ним явления морального героизма и моральной святости привлекли повышенное внимание светской этической мысли.

Однако возможность сверхдолжных действий принимается далеко не всеми моральными доктринами и этическими теориями. Критика идеи сверхдолжного, нацеленная на подрыв интуитивной притягательности этого понятия, вскрывает его внутренние противоречия и демонстрирует неопределенность статуса внутри морального сознания. Во-первых, наличие таких поступков, которые вызывают моральное одобрение, но не есть долг, заставляет вести речь о том, что какая-то часть содержания морали не является императивной. Это утверждение расходится с преобладающим пониманием сущности морали, которое рассматривает ее как систему негативных и (или) позитивных предписаний. Отсюда следует вывод, что поступки, которые традиционно относят к сверхдолжным, следует рассматривать либо в качестве морально безразличных, либо в качестве специфической формы долга. Во-вторых, введение такого понятия как сверхдолжное влечет за собой разрушение внутренней логики морали, предполагающей бесконечное стремление к совершенству. Признание того факта, что долг ограничен не только физическими возможностями исполнения его требований, но и оправданным собственным интересом человека (своего рода законным эгоизмом), автоматически снижает требовательность морали, подыгрывает человеческой трусости и лени. Одновременно, оно подыгрывает человеческой гордыне, поскольку дает возможность некоторым людям утверждать свое превосходство над теми, чей удел - выполнение обязательного минимума. Таково основное направление протестантской критики католических представлений о сверхдолжном. С точки зрения реформаторов Христианства, Бог бесконечно требователен к человеку, выполнение всей полноты его требований не под силу ни грешнику, ни святому. Однако Бог милосерден по отношению к подлинно верующим. Спасение связано именно с милосердием Бога, а не с полным выполнением обязанностей со стороны человека, а, уж тем более с их перевыполнением или распределением избыточных заслуг. Из подобной логики рассуждения с необходимостью следует включение сверхдолжных действий в состав нравственного долга. В-третьих, категория "сверхдолжное" может восприниматься как способ некритического смешения долга и тех действий, которые ему противоположны. Самопожертвование может быть поступком, который оптимален в нравственном отношении. Тогда оно является долгом. Однако акт самопожертвования может выражать и неоправданное пренебрежение человека к собственному интересу, умаление своего значения, в сравнении со значением других людей. Например, в рамках утилитаристской этики некоторые из жертвенных деяний выступают как нарушение правила "каждый человек должен считаться за одного и никто, более чем за одного". В рамках этики кантианского образца они предстают как создание ситуации, в которой один человек использует себя как средство для продвижения интереса других людей. Отсюда следует вывод о необходимости расслоения сверхдолжных действий и лишь частичного их включения в область должного.

Теоретическая критика концепции сверхдолжных действий кажется довольно убедительной. Однако, несмотря на выдвинутые ею аргументы, понятие сверхдолжного сохраняет свою притягательность как для этиков, так и для живого морального опыта. Это связано с одним его решающим достоинством. Понятие "сверхдолжное" служит преградой для двух опасностей, угрожающих моральному сознанию. С одной стороны, оно выражает идею определенности и ограниченности нравственных требований, без которой исполнение долга начинает казаться недостижимым, что неизбежно порождает пессимизм и даже отчаяние в отношении успешной моральной самореализации. С другой стороны, оно позволяет сохранить некоторые стимулы продвижения за пределы этих определенных и ограниченных нравственных требований, поскольку сохраняет асимметрию в применении негативных и позитивных санкций. Даже самые убежденные критики концепции сверхдолжных поступков вынуждены вводить ее заместители, позволяющие избежать разочарования в моральном совершенствовании и фарисейского самодовольства.

Сценарий.

Сл. 1.Собери пословицу.

Долг не ревёт. а спать не даёт.

Сам погибай, товарища выручай.

Береги платье с нову, а честь смолоду

Сл. 2. Моральный долг.

Тема урока - моральный долг. Как вы понимаете это выражение?


Сл. 3

Человечество начало свою историю с признания ценности

Не отдельной личности, а социальной общности (рода, общины, семьи),

благоденствие и нравственный статус которой должны

охранять и поддерживать все ее члены.

Моральный долг – это превращение внешних культурных норм в личную задачу каждого человека. Человек долга выполняет существующие правила не по принуждению, а на основе своих убеждений.

Сл.4. Основные понятия.

Прежде, чем мы начнём говорить о долге, нам нужно усвоить основные понятия. Если вы будете знать их определение, то вы поймете, что такое моральный долг.

Мораль - это норма (правила) поведения для людей и общества.

Долг - это нравственная обязанность человека, осознанное исполнения моральных норм.

Моральный долг - принятие моральных норм, свободное и добровольное их выполнение.

Сл. 5. Что же такое моральный долг? Заголовок.

Сл. 6

В простом понимании долг - это то, что взято на время и подлежит возврату. Долг - многоплановое понятие, у которого существуют множество определений. Мы рассмотрим понятие «долг» в трех вариантах:

Долг - как обязанность.

Долг, понимаемый как обязанность, достаточно распространенное толкование. Например, шутливая фраза: « Мужчина ДОЛЖЕН посадить дерево, вырастить сына и построить дом». Конечно на самом деле он не обязан придерживаться всех этих моментов в жизни. Эта фраза как бы дает установку для настоящего мужчины, для которого эти три вещи определяет статус мужчины в обществе как МУЖЧИНЫ.

Долг - как благодарность.

Для кого-то долг - это форма благодарности. Например, благодарность по отношению к родителям - или, как говорят, "сыновий долг ".

Долг - как осознанное Желание.

Реже долг понимают как осознанное желание помочь. Например, желанием приносить пользу людям. Осознанное желание может основываться на уважении к людям, на личных качеств самого человека. Существуют такие люди – волонтеры.

Сл. 7. Волонтеры.

Волонтерская или добровольческая организация основывается на основе добровольного привлечения людей различных возрастов для оказания помощи без расчета на денежное или другое вознаграждение. Можно сказать это гражданская позиция людей, которые по велению души и сердца не могут находиться в стороне от горя и бед других людей или от помощи в государственных делах страны (например – олимпиада в Сочи. Олимпийские объекты строят конечно профессиональные строители, но молодые люди становятся волонтерами на олимпийских объектах. Они не могут остаться в стороне от такого важного события в жизни нашей страны и вступают в ряды волонтеров по простой причине - как гражданин страны быть причастным к важной стороне жизни родины.

Волонтерство – это может быть:

Благоустройство городов

Помощь животным

Посадка цветов и деревьев

Восстановление исторических памятников и т.п.

Все волонтеры руководствуются в своей деятельности одним общим принципом — помогать людям. Это люди, которые добровольно готовы потратить свои силы и время на пользу обществу или конкретному человеку. Синонимом слова « волонтер » является слово «доброволец».

Сл 8 Моральные обязательства.

Чувство долга – это когда человек изнутри чув­ствует и понимает, что он должен (его долг и обя­занность) сделать нужное и полезное для других. Человека никто не заставляет поступать краси­во, но чувство долга (из сердца) подсказывает ему, что он должен и обязан сделать для других что–то важное, нужное и хорошее. Долг это не обязанность! Обязанность отличается от долга тем, что исполняется человеком вынужденно. Обязанность –это Страх перед последствиями нарушения правил. А Долг - сила личного желания человека помочь и Уверенность в том, что он делает доброе дело.

Через понимание и осознание своего долга человек свободно и добровольно принимает на себя обязательства по отношению к себе и другим. Поэтому моральный долг иногда называют моральными обязанностями. В чем состоят моральные обязательства человека перед самим собой и перед обществов:

Сл.9 Соблюдение моральных норм

Нормы, регулирующие поведение человека в обществе, его отношение к другим людям, к обществу и к себе.

Сл. 10 Уважение прав других людей

В моральном сознании общества уважение предполагает справедливость, равенство прав, внимание к интересу другого человека, его убеждениям. В 1948 году была принята Всеобщая декларация прав человека. Нужно уважать убеждения других людей, даже если они не совпадают с вашими.

Сл. 11 Бескорыстная помощь.

Когда помогаешь кому то, то ничего в замен не ждешь! Помогаешь, потому что в твоей помощи нуждаются и ты МОЖЕШЬ помочь!

Сл. 12 Родительский долг.

Родительский долг – это гораздо больше, чем, вырастив ребенка, обеспечит себя в старости. Истинный родительский долг: помощь ребенку найти себя в жизни, определить его интересы.

Сл.13 Патриотический долг.

Особое место среди духовных качеств занимают любовь к Родине, высочайший патриотизм. Патриотизм всегда находит свое выражение в чувстве долга перед Родиной. В зависимости от конкретных условий жизни людей, характера их деятельности долг принимает различные формы.

Обязанности по отношению к Отечеству (забота о процветании родины) выражает патриотический, гражданский долг, к вооруженной защите страны — воинский.

Сл. 14 Забота о больных и пожилых

Сл. 15 Профессиональный долг.

выражают отношение человека к своему делу, связан с выполнением служебных обязанностей. Например: врач дает клятву Гиппократа, его профессиональный долг помочь больному не смотря ни на что. Яркий пример профессионального долга врачей – войны и ВОВ и чеченская и война и война в Афганистане. Если ты врач – ты обязан помочь раненному даже если он враг. Он враг, но он человек! И врач по своему профессиональному долгу должен облегчить страдания прежде всего человеку, не смотря на то, что он воюет на стороне врагов.

Сл.16. Благодарность

Всегда нужно благодарить человека, оказавшего вам помощь, сделавшего для вас доброе дело.

Благодарность — это долг,

который надо оплатить,

но который никто

не имеет права ожидать.

РУССО Жан Жак

Сл.17.

Создавать долг и не исполнять его – это трусость. Но если ты выполнил свой нравственный долг, помог кому – нибудь, не хвастаясь и не прося ничего в замен – ты почувствуешь себя очень счастливым человеком. Тебе будут благодарны люди и от этого ТВОЯ жизнь станет удивительно счастливой.

Послушайте внимательно стихотворение. В стихотворении говориться о долге. Потом ответьте на вопрос.

Спасибо, жизнь, за то, что вновь приходит день,
Что зреет хлеб и что взрослеют дети.
Спасибо, жизнь, тебе за всех родных людей,
Живущих на таком огромном свете.

За ширь твоих дорог, в которых человек,
Все испытав, становится собою.

За всех друзей и даже за врагов-
Спасибо жизнь. За все тебе спасибо!

За слезы и за счастье наяву,
За каждый миг, в котором я живу,

Спасибо, жизнь, я перед тобой в долгу,
За прошлую и завтрашнюю силу.
За все, что я еще успею и смогу,
Спасибо, жизнь, воистину спасибо!

О каком виде долга (обязанность, благодарность или желание ) говориться в стихотворении? (ответы детей)

Сл. 18. Свойства долга. Заголовок.

Сл.19.

1. Осознавание

Человек должен осознавать, что он должен помочь, что он может помочь. Что если он в состоянии помочь, но не помог, то это очень плохо, это равнодушие, трусость, это не по – человечески!

2.Заинтересованность в исполнении.

Мы должны понимать, что помочь людям попавшим в беду, если это в наших силах,– входит и в наши интересы, потому что такая помощь облагораживает человека, вызывает чувство гордости за себя и за свой поступок, делает нас сильнее и добрее. Получается выигрывают все: и человек, которому была оказана помощь, и человек, который ее оказал. Нет ничего на свете приятного как чувство выполненного долга.!

3.Добровольность принятия.

Человек долга выполняет существующие нормы не по принуждению, а на основе своих убеждений. Его никто не заставляет, ему не приказывают – он САМ ХОЧЕТ!

Сл.20. Особенности проявления долга. Заголовок.

Сл. 21

Добровольность. Следовать чувству долга не по принуждению, а свободно следовать общественным правилам или личному побуждению.

Активная гражданская позиция. Люди нравственного долга не проходят мимо морального или иного ущемления прав другого человека, они чувствительны к несправедливости, они активно утверждают в жизни добро! Такие люди вносят посильный личный вклад в общее дело.

Множественность долгов. Существует множество видов долгов: перед обществом, перед семьёй, перед коллективом, перед друзьями, и перед самим собой. Все это заставляет человека выбирать какой из долгов ему нужно выполнить прежде всего. Особенно если они противоречат друг другу. В этом состоит главная трудность человека долга. Тут выбор зависит от личных душевных качеств самого человека, от его воспитания и от, того как он понимает свой долг.

Сл 22. Как поступать в ситуациях морального выбора?

Шаг 1. Распознать и прояснить ситуацию.

Шаг 2. Перечислить все ваши варианты выбора.

Шаг 4. Проверить каждый вариант, задавая три вопроса:

“Это законно?”

“Это правильно?”

“Это полезно?”

Шаг 5. Принятие решения.

Шаг 6. Дважды проверить решение, задавая два вопроса:

“Как я себя буду чувствовать, если сделаю выбор?”

“Как я себя буду чувствовать, если не предприму никаких действий?

Шаг 7. Предпринять действие.

Сл. 23. Дерево жизни.

Чтобы вам нагляднее было представить понятие долга – мы сейчас представим Дерево жизни. Чтобы определить главные и второстепенные цели и задачи, мы нарисуем дерево.

Корень дерева – момент вашего рождения,

Введение


Нравственность - один из самых важных и существенных факторов общественной жизни, общественного развития и исторического прогресса. Смысл нравственности заключается в добровольном самодеятельном согласовании чувств, стремлений и действий членов общества с чувствами, стремлениями и действиями сограждан, их интересом и достоинством, с интересом и достоинством всего общества в целом. Этика - (греч. ??????, от др.-греч. ???? - этос, «нрав, обычай») - философское исследование морали и нравственности.

Однако само слово «долг» в последние годы стало исчезать из русского лексикона. Сегодня в России нередко можно услышать такое нравоучение: «Никто на всей Земле ничего никому не должен!». А ведь человеческий социум нашими далёкими предками создавался для взаимопомощи людей друг другу. И эта взаимопомощь была долгом каждого. Если бы наши предки не ощущали этого, само общество, социум, не могло бы возникнуть.

Целью настоящей работы является рассмотрение морального долга как категории этики.

1. Понятие и сущность морального долга


Долг - это необходимость выполнять свои нравственные обязанности, подчиняться более значимой воле, чем собственная. «Долг, - сказано в словаре В.И. Даля, - всё должное, что должно исполнить, обязанность. Общий долг человека вмещает долг его к Богу, долг гражданина и долг семьянина; исполнением этих обязанностей он в долгу, они составляют долг его». Ключевым словом здесь является слово «обязанность». Человек, по Далю, безусловно, обязан Богу, государству, семье. Как обычно своё определение понятия он иллюстрирует пословицами и поговорками, которые характеризуют отношение русского человека к долгу:

·«Долг не ревёт, а спать не даёт»,

·«Долг платежом красен»,

·«Должно жить, как Бог велит»,

·«Не всё должно, что можно».

Можно выделить два вида долга, которые в реальной жизни тесно переплетаются: эмпирический и моральный.

Эмпирический долг представлен множеством разновидностей: долг родительский и детский, братский и дружеский, долг перед родиной, профессиональный долг.

Моральный долг - это долг бескорыстного неизбирательного благоволения ко всем разумным, а в идеале - ко всем живым существам.

Заметим, что следует отличать при осмыслении категории долга производственных, политических, воинских, гражданских и иных обязанностей человека от морального долга в собственном смысле, означающего безусловное уважение человеческого достоинства в каждом индивиде, утверждение гуманности общества.

Известны различные подходы к пониманию сущности морального долга, определяемые мировоззрением. Религиозное мировоззрение усматривает основу долга в божественных заповедях; атеистическое - в самой природе человека, в априорном моральном законе, в естественном стремлении человека к получению удовольствия, наслаждения. Соответственно разные философы по-разному отвечают на вопрос: кто правомочен определять содержание долга: совесть, общество или моральное чувство индивида.

Важной вехой развития содержания морального долга в истории этической мысли было творчество Иммануила Канта (1724-1804). Кант - философ и ученый, родоначальник немецкой классической философии, основатель «критического» или «трансцендентального», идеализма. Обстоятельную разработку кантовская концепция морали получила в таких трудах, как «Основы метафизики нравственности» (1785), «Критика практического разума» (1788), «Метафизика нравов» (1792). К ним примыкают работы Канта «Об изначально злом в человеческой природе» (1792), «Религия в пределах только разума» (1793). Кант делает попытку всесторонне решить проблему «Человек и окружающий мир», ответить на три исчерпывающих эту проблему вопроса, которые он в «Критике чистого разума» сформулировал так:

«1. Что я могу знать?

Что я должен делать?

На что я могу надеяться?»

И Кант был абсолютно прав, утверждая, что в этих трех вопросах объединяются «все интересы моего разума (и спекулятивные и практические)».

Понимание оснований и сути нравственных правил Кант считал одной из важнейших задач философии. Он говорил: «Две вещи наполняют душу всегда новым и все более сильным удивлением и благоговением, чем чаще и продолжительнее мы размышляем о них, - это звездное небо надо мной и моральный закон во мне». Согласно Канту, человек поступает необходимо в одном отношении и свободно в другом: как явление среди других явлений природы человек подчинен необходимости, а как нравственное существо он принадлежит миру умопостигаемых вещей - ноуменов. И в этом качестве он свободен. Как нравственное существо человек подчиняется только нравственному долгу.

Нравственный долг Кант формулирует в форме нравственного закона, или нравственного категорического императива. Закон этот требует, чтобы каждый человек поступал так, чтобы правило его личного поведения могло стать правилом поведения всех.

Подобно другим способностям человека, чувство долга, согласно Канту, является непознаваемым в своих истоках. Но мы не можем отрицать разумного характера нравственного долженствования. Разве не разумно то, что нравственный долг повелевает любить друг друга? Разве не разумно его требование уважать себе подобных? Исходя из этого, Кант делает вывод о том, что нравственный долг - это проявление практического разума, который обладает безусловным приоритетом по отношению к разуму теоретическому.

Согласно Канту, нравственное чувство должно быть опосредовано долгом, ограничено им. А долг - это нечто безусловное и самодостаточное. Ю.Э. Соловьев пишет: «Нравственность, по Канту, не может быть обусловлена ни расчетом, ни выгодой, ни стремлением к счастью или наслаждению». Нравственное поведение, утверждает он, вообще не может иметь внешних мотивов. А в качестве единственного внутреннего мотива такого поведения он признает только долг. Нравственно человек поступает тогда, подчеркивает Кант, когда действует вопреки склонности, расчету и т.п. И такая этика называется этикой ригоризма.

Для исследования понимания категории морального долга современными авторами, приведем некоторые встречающиеся в литературе определения морали.

Мораль - система исторически определенных взглядов, норм, принципов, оценок, убеждений, выражающихся в поступках и действиях людей, регулирующих их отношения друг к другу, к обществу, определенному классу, государству и поддерживаемых личным убеждением, традицией, воспитанием, силой общественного мнения всего общества, определенного класса либо социальной группы. Критериями норм, оценок, убеждений выступают категории добра, зла, честности, благородства, порядочности, совести. С таких позиций даются моральная интерпретация и оценка всех общественных отношений, поступков и действий людей.

Другое определение морали дает В.А. Макеев: «Мораль (нравственность) - это взгляды, представления и правила, возникающие как непосредственное отражение условий общественной жизни в сознании людей в виде категорий справедливости и несправедливости, добра и зла, похвального и постыдного, поощряемого и порицаемого обществом, чести, совести, долга, достоинства и т.д.».

Обобщая приведенные мнения, можно сделать вывод, что моральный долг представляет собой нравственную задачу, которую человек формулирует для себя сам на основании нравственных требований, обращенных ко всем. Это личная задача конкретного лица в конкретной ситуации.


2. Проблемы реализации морального долга


Отношения между моральным долгом и конкретными обязанностями человека часто являются напряжёнными, конфликтными. Например, воинский долг требует убивать врагов, а моральный - говорит «не убий»; моральный долг говорит человеку: «не сотвори себе кумира», а окружающая жизнь заставляет поклониться «золотому тельцу» и т.д. В этой связи очень важны вопросы реализации морального долга.

Проблемы реализации морального долга рассмотрим применительно к работникам юридического труда.

Долг издавна получил особое признание в деятельности юриста. Профессиональный долг юриста - совокупность требований правового и морального характера, предъявляемых к юристу при осуществлении им своих служебных полномочий. Так, профессиональный и нравственный долг следователя исключает промедление с осмотром места происшествия или отказа от его проведения.

Как составная часть общественного долга профессиональный долг юриста - основа нравственных отношений в профессиональной юридической деятельности.

Профессиональный долг юриста имеет объективную и субъективную стороны, т.е. является нравственным в объективном и субъективном выражении.

Нравственная ценность объективного содержания долга (объективная сторона долга) состоит в том, что он подчинен решению самой высокой и справедливой задачи: защиты личности, ее прав и законных интересов, обеспечения законности и правопорядка в стране. Объективная сторона долга представляет собой четко сформулированные задачи, поставленные государством перед работниками юридического труда.

Нравственная ценность долга в его субъективном выражении проявляется в том случае, когда общественные обязанности, поставленные государством перед работниками юридического труда, воспринимаются как справедливые и истинные, осознаются ими, как личные глубинные потребности и убеждения, становятся добровольной и целенаправленной деятельностью. Субъективная сторона долга представляет собой внутреннее убеждение в справедливости и правоте дела, которому посвящается жизнь.

Профессиональный долг юриста - средоточие (центр) связи всей совокупности моральных норм и принципов, которыми он руководствуется, с его профессиональной практической деятельностью. В долге проявляется активная природа морали, состоящая в претворении морально осознанного в достигаемое. В долге теория преобразуется в практику, моральные принципы и нормы - в реальные действия и поступки. Профессиональный долг мобилизует юриста или рабочую группу (коллектив) на исполнение работы качественно, в срок, с наибольшим эффективным результатом, заставляет их использовать все физические и нравственные силы для достижения поставленных целей.

Профессиональный долг юриста определяется взаимодействием норм права и норм морали, поскольку нормы морали регулируют внутреннее осознание человеком своего поведения, а нормы права - внешнюю форму поведения. Отступление от норм морали, как правило, всегда является одновременно и нарушением правовых норм. Требования профессионального долга юридически закреплены в законах, уставах, положениях, инструкциях. В этих актах закреплена и моральная оценка поступков юристов. Для законодательства современной России характерно единство правовых и моральных предписаний.

Нельзя отождествлять профессиональный долг юриста с его юридической обязанностью. Юридическая обязанность юриста связана с его компетенцией, которая четко определена нормами права и влечет государственное принуждение в виде различных юридических санкций в случае ее неисполнения. моральный долг обязанность этика

Понятие профессионального долга шире по объему, чем юридическая обязанность. Профессиональный долг отличается от обязанностей, имеющих правовой характер, тем, что:

·включает в себя как обязанности правового характера, так и определенные моральные требования (обязанности), предъявляемые к его профессии;

·профессиональный долг реализуются не принудительной силой государственного контроля, а на основе внутренней убежденности, веления совести, справедливости, осознаваемый как внутренняя необходимость.

Например, профессиональным долгом следователя (нравственной обязанностью и обязанностью, имеющей правовой характер) является установление и правильная оценка фактов, свидетельствующих о том, что лицу, вероятно, известны какие-либо относящиеся к расследуемому делу обстоятельства. При этом необходимо исключить необоснованный вызов на допрос, что приводит: а) к беспокойству граждан; б) к бесполезной трате собственного времени.

Какие бы функции не выполнял юрист, существует множество ситуаций, когда никто его непосредственно не контролирует со стороны. Ни сила правового воздействия, ни влияние коллег, если они не совпали с внутренними личными побуждениями, убежденностью, совестью и страстью, не могут быть гарантом того, что в процессе своей деятельности конкретный юрист не нарушит свой профессиональный долг. Поэтому важнейшим элементом нравственного долга является самодисциплина.

Механизм самодисциплины (самоконтроля) охватывает: убеждения личности, постепенно складывающиеся в процессе общественной жизнедеятельности; чувства; привычки; самооценку человеком своих действий, побуждений, моральных качеств; самовоспитание. Необходима такая высокая ступень развития нравственного отношения к долгу, когда ни один поступок не совершается вопреки самосознанию, а выполнение долга подкрепляется велением совести, когда дисциплина, как главное выражение профессионального долга, становится самодисциплиной.

Самодисциплина выступает как внутренняя готовность следовать требованиям закона, присяги и приказам своего руководства, осознаваемая как внутренние побуждения, как необходимость. Самое правильное, что может требовать общество от юриста, - это готовность выполнить профессиональный долг не под давлением (от кого бы оно не исходило), а по совести, добровольно. Поэтому самодисциплина есть высоконравственное поведение, которое совершается на основе долга и совести.

Для надлежащего выполнения юристом своего профессионального долга огромное значение имеют такие моральные факторы, как совесть, честь, репутация.

Совесть - это внутреннее осознание нравственного долга и ответственности перед обществом, требующее от личности самоконтроля, строгого выполнения норм личного и служебного поведения, самокритичной оценки собственных поступков. Здесь долг и ответственность перед самим собой неразрывно связаны.

Понятие чести раскрывает отношение человека к самому себе и отношение к нему со стороны общества. Оно играет такую же роль во взаимоотношениях людей и регулировании личностью своего поведения, что и достоинство. В преамбуле Международного пакта о гражданских и политических правах отмечено, что достоинство личности является свойством, присущим всем представителям человеческого рода, из него вытекают все неотъемлемые права и основываются свобода, справедливость и всеобщий мир.

Моральная ценность личности в понятии чести связывается с конкретным положением человека, родом его деятельности и моральными заслугами, которые за ним признаются. В отличие от понятия достоинства личности, основывающегося на принципе равенства всех людей в моральном и правовом отношении, понятие чести, наоборот, дифференцированно оценивает людей. Такая оценка находит отражение в репутации. Соответственно честь требует от человека, чтобы он поддерживал ту репутацию, которой обладает сам или коллектив, в котором работает.

Честь юриста, т.е. профессиональная честь - это движущая сила всех нравственных поступков, которые проявляются при выполнении профессионального долга.

Юрист, обладающий большими государственно-властными полномочиями, продвигаясь по служебной лестнице, должен помнить, что нельзя использовать грязных средств для достижения своекорыстных целей. У юриста всегда должны быть «чистые руки».

Заключение


Долг - одна из важнейших категорий этики, раздела философской науки, занимающегося вопросами морали. Долг означает превращение требования морали, относящегося ко всему социуму, в личную задачу данного конкретного индивида, сформулированную применительно к его положению в социуме и ситуации, в которой он находится в данное время. Если моральные требования выражают отношение общества к отдельным его членам, то долг - это отношение личности к обществу. При этом личность выступает как активный носитель определённых моральных обязанностей перед обществом, которая это в той или иной степени осознаёт и выполняет в процессе жизни. Очевидно, категория «долг» неразрывно связана с другими понятиями, характеризующими взаимоотношения в обществе, такими как ответственность и совесть.

Важной вехой развития содержания морального долга в истории этической мысли было творчество Иммануила Канта. Философия нравственности Иммануила Канта содержит богатую палитру добродетелей, что свидетельствует о глубоком гуманистическом смысле его этики. Долг по Канту - односторонняя и прочная цельность, реальная альтернатива моральной мягкотелости и противостоит последней как принципиальность компромиссам. Одна из исторических заслуг Канта в развитии понятия морали состоит в его указании на принципиальную всеобщность нравственных требований, которая отличает мораль от многих иных схожих с ней социальных нормативов (обычаев, традиций). Кант обратил внимание на роли личного самосознания и самопонуждения в морали, на специфический характер нравственной свободы, на связь этой свободы с особенностями морального долженствования. Свобода рассматривается им как один из определенных аспектов нравственного разума.

Чувство долга определяет нравственность деятельности человека. Человек, утративший это чувство, безнравственен. Моральный долг не сводится к простому определению обязанностей, вытекающих из конкретного социального положения людей и их особых интересов. Он фиксирует критическое отношение к этим обязанностям с точки зрения моральных ценностей. Поэтому отношения между моральным долгом и конкретными обязанностями человека часто являются напряжёнными, конфликтными.

Тенденция современного развития должна заключаться в возрастании личной ответственности, чувства долга человека перед обществом, а не наоборот, как это происходит сегодня. Никакое, даже самое ускоренное развитие экономики (которого, кстати, мы тоже, увы, не наблюдаем) не оправдывает падения нравов и, прежде всего, утраты чувства морального долга соотечественниками.

Список использованной литературы


1.Международный пакт о гражданских и политических правах. Принят резолюцией 2200 А (XXI) Генеральной Ассамблеи ООН от 16 декабря 1966 г. Вступил в силу для СССР 23 марта 1976 г. // Бюллетень Верховного Суда РФ. - 1994. - № 12.

Белюков Д.А. «Воспитать в молодежи чувство товарищества, сознание долга и нравственной ответственности» // Военно-исторический журнал. - 2010. - № 8. - С. 73-76.

3.Горбатова М.К., Домнина А.В. Тенденции формирования профессионального правосознания студентов-юристов в современной России // Пробелы в российском законодательстве. - 2010. - № 1. - С. 50-53.

Калинников Л.А. И. Кант о специфике морали и ее роли в системе нравов // Кантовский сборник. - 2009. - № 2. - С. 61-64.

Кант И. Критика чистого разума. - М.: ЭКСМО, 2010. - 734 с.

Лукашева Е.А. Право, мораль, личность. - М.: Наука, 1986. - 245 с.

Макеев В.А. Этика и мораль в корпоративных отношениях // Власть. - 2011. - № 1. - С. 59-62.

8.Нравственность для XXI века. Сборник статей (Серия Ответственное образование). - М.: Аспект Пресс, 2008. - 288 с.

Разин А.В. Этика: Учебник для вузов. - 3-е изд., перераб. - М.: Академический Проект, 2006. - 624 с.

10.Словарь по этике ОНЛАЙН // moralphilosophy.ru.

Соловьев Э.Ю. Кант: знание, вера и нравственность // Соловьев Э.Ю. Прошлое толкует нас (Очерки по истории философии и культуры). - М.: Прогресс, 1991. - 345 с.

Толковый словарь Даля ОНЛАЙН // slovardalja.net.

Хазыкова Т.С. Ответственность личности как социально-психологический феномен // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. - 2009. - № 6. - С. 36-39.

Чеботарев Г.Н. Защищать права граждан - нравственный долг юристов // Российский юридический журнал. - 2006. - № 1. - С. 55-59.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Каждый человек имеет определенные обязанности. При этом такие обязанности принципиально различаются друг от друга. Во многом, это зависит от императивности, то есть от степени обязательности. Важное значение имеет и отношение самого человека к тем или иным обязанностям и их значению для него.

Что такое объективные обязанности?

Объективные обязанности существуют независимо от воли и пожеланий человека. Их исполнение является обязательным для всех. В качестве примера можно привести обязанность уплачивать налоги. Хочет человек этого или нет, налоги будут удерживаться с его зарплаты и других видов дохода.

Соответственно, объективные обязанности возлагаются на государственном или ведомственном уровне. К примеру, руководитель компании имеет право устанавливать режим рабочего времени и отдыха. Исполнение такого режима является безусловной обязанностью, которую все должны выполнять.

Обязанности данного рода не устанавливаются самим человеком. Именно это обстоятельство отличает их от субъективных. Таким образом, обязанности могут быть двух видов – объективные и субъективные.

В чем отличие между видами обязанностей

Такое отличие заключается в следующем:

  • Источником субъективных обязанностей является сам человек. Это его внутренне убеждение о необходимости выполнять те или иные обязательства.

Например, человек считает, что обязан принести извинения или уступить дрогу автомобилю, который движется быстрее его машины;

  • Таким образом, его никто не принуждает к выполнению конкретного действия. Но внутренняя система ценностей обуславливает ту или иную модель поведения;
  • За неисполнение субъективной обязанности не может наступить наказания. Между тем, как неисполнение объективных обязательств влечет за собой ответственность. Поэтому, объективные правила устанавливаются с одновременным установлением наказания за их неисполнение.

В целом, основным отличием становится источник обязанностей. В случае с объективными правилами, это внешний источник в лице государства, руководства. А в случае с субъективными правилами, это внутренне убеждение.

У каждого из нас есть определённые обязанности. Это синоним слова «долг». То есть то, что подлежит безусловному выполнению. Определяется обычно либо внутренними побуждениями человека, либо общественными требованиями. С этим всё понятно, но что такое объективные обязанности? Об этом можно рассказать более подробно.

О понятии

Понять, что такое объективные обязанности, можно, если разобрать данный термин. И если определение второй части предельно понятно, то значение первой многие затрудняются объяснить.

Что такое «объективность» по своей сути? В общем смысле слова - характеристика тех процессов и факторов, которые от желания или воли людей (отдельного человека) не зависят. Можно привести пример из сферы новостей. Если диктор скажет: «Сегодня на улице тепло» - это будет субъективная информация. Может, это только ему тепло? А для кого-то сегодняшняя погода таковой не кажется. А вот если он скажет «На улице 24°С» - это уже будет объективно. Точная информация без оценки.

Но что такое объективные обязанности? Приняв во внимание всё вышесказанное, можно сделать вывод - это действия, выполнение которых для человека является посильным и реальным.

Примеры из жизни

Что такое объективные обязанности, можно понять, если обратиться к примерам из жизни. Она у каждого из нас так или иначе связана с межличностными отношениями. Мы находимся в окружении родителей и других членов семьи, друзей, знакомых, коллег, одноклассников, однокурсников… перечень можно продолжить. И перед всеми ними у каждого человека есть пресловутые объективные обязанности. И, конечно же, ответственность. Хочет того человек, или нет - их надо выполнять.

Примеры нас окружают везде. Взять, допустим, сферу быта. Семья из трёх человек живёт в одной квартире. За ней необходим уход. Каждый из членов семьи обязан вносить свой в него вклад - протирать пыль, чистить ковры, мыть окна, выполнять стирку. Даже если не хочется, такое распределение обязанностей является правильным.

Ежедневные ситуации

Мало кто задумывается об этом, но совокупность объективно необходимых обязанностей человека сопровождают его постоянно - изо дня в день.

Вообще, принято считать, что все мы, вступая в отношения с окружающими, становимся «должными» им. Как и они - нам. Даже если это незнакомец. Человек подошёл к случайном прохожему узнать время или попросить сигарету - тот ему не отказал. В данном случае его объективная обязанность заключается в словесной благодарности, так как незнакомец ему помог.

Или, например, человек зашёл в супермаркет за продуктами. Набрал их в тележку - что дальше? Правильно, он идет на кассу и оплачивает продукты. Это его объективная обязанность, сама собой разумеющаяся.

Студент был зачислен в университет, что он теперь должен делать? Посещать занятия, готовиться к семинарам и отрабатывать практику. И это лишь некоторые примеры, которых на деле существует в сотни раз больше.

Моральный долг

Это последняя тема, заслуживающая внимания. Её необходимо затронуть, рассказывая о том, что такое объективные обязанности.

Обществознание даёт данному понятию такое определение: моральный долг - это то, что человек хочет выполнить, исходя из своих внутренних побуждений. Обязанности, которые имеют нравственное начало, и выполняются, как доброе дело. Это сознательное и самовольное подчинение требованиям, предъявляемым моральным поведением. Объективность данных обязанностей обосновывается внутренними убеждениями. Вот пример: человек всегда, в любых ситуациях помогает своей маме, считая это своим долгом. В один из дней он возвращается домой невероятно уставшим, после длительной командировки, и даже не понимает, какая из частей его тела не болит. Единственное, чего он хочет - отправиться в ванную, а потом в кровать. Но вдруг ему звонит мама и просит её встретить у гипермаркета на другом конце города, потому что сумки с продуктами тяжелые. Естественно, человеку меньше всего хочется ехать куда-то и лишний раз напрягаться. Но помочь маме - его объективная моральная обязанность. Поэтому он собирается и едет.

 

 

Это интересно: